economicus.ru

§ 3. Регулирование внешней торговли
Таможенная политика. Таможенные пошлины (косвенный налог). Тариф. Цели таможенных пошлин. Доход бюджета. Протекционизм (защита от иностранной конкуренции). Польза и вред протекционизма. Регулирование валютного курса. Вмешательство правительства. Центральный банк и резервы валют. Контроль торговли и валютных операций. Девальвация и ревальвация.
Внешняя экономическая политика направлена на регулирование 1) международной торговли и 2) денежного обращения. Давайте рассмотрим эти направления по очереди.
Таможенная политика
Таможенной пошлиной называется сумма денег, которую нужно заплатить государству за право ввоза или вывоза некоторого блага через границу.
Контроль за ввозом и вывозом осуществляется на границах страны в специальных учреждениях, которые называются таможнями, и поэтому пошлина называется таможенной.
Таможенные пошлины могут устанавливаться по-разному: 1) на физическую единицу блага (например, 1 рубль с литра вина), 2) на стоимость блага (например, 20% от стоимости ввозимого блага). Величина общего платежа в обоих случаях зависит от объема ввоза или вывоза блага.
Общий свод таможенных пошлин страны называется таможенным тарифом.
Причины введения таможенных пошлин могут заключаться в следующем.
1. Доход бюджета. Как вы уже знаете, одним из источников доходов государства являются косвенные налоги. Наряду с обложением благ внутреннего производства, государство может облагать косвенными налогами иностранные блага. Одним из таких налогов являются таможенные пошлины, которые взимаются при ввозе блага в страну. Раньше эти пошлины были одной из основных статей бюджета (см. окно "Из истории бюджета России", глава 6).
2. Протекционизм. Уплата таможенных пошлин увеличивает затраты иностранных фирм, ввозящих блага в страну, и ухудшает их конкурентные позиции по сравнению с местными производителями. Поэтому, повышая таможенные пошлины, государство будет уменьшать объем импорта в страну.
Для чего это может понадобиться государству?
Введением таможенных пошлин государство защищает фирмы своей страны от конкуренции иностранных производителей и от возможного закрытия. Поэтому такую политику защиты производителей хозяйства от иностранной конкуренции называют протекционизмом (от англ. to protect - "защищать").
Выгоден ли протекционизм для страны? Ответ на этот вопрос зависит от того, каких именно производителей защищают и каким образом.
С одной стороны, протекционизм действительно приводит к сохранению занятости, так как фирмы внутри страны не могут быть разорены иностранным конкурентом.
Но поддержание относительно неэффективных отраслей может быть вредно для всего хозяйства. Зачем, например, поддерживать относительно дорогое производство хлопка в стране, когда импортный хлопок стоит в два раза дешевле? В результате будет тормозиться рост уровня потребления в хозяйстве. Лучше специализироваться на производстве тех благ, которые хозяйство может производить с более низкими затратами. В условиях свободной внешней торговли это приведет к снижению цен для торгующих стран.
Протекционизм может принести выгоду хозяйству страны, если применяется в следующих двух случаях.
1. Защита молодых отраслей. Когда в хозяйстве появляется молодая отрасль, ей требуется некоторое время для того, чтобы достигнуть минимальных затрат. Если в этот период становления иностранная конкуренция разорит молодые фирмы, эта отрасль так и не сможет встать на ноги. Поэтому, если некоторая новая отрасль, в принципе, может достигнуть в будущем таких же затрат, как и иностранные фирмы, государство может оказать ей временную защиту.
2. Предотвращение депрессии. Если происходит резкое изменение условий экспорта и импорта, на рынок может поступить большое количество иностранного блага, имеющего более низкую цену, и это приведет к сокращению производства данного блага в хозяйстве и увольнению рабочих. Как вы уже знаете, это является началом депрессии во всем хозяйстве. Поэтому государство в целях предотвращения этой депрессии может на тот или иной срок закрыть доступ иностранной продукции на внутренний рынок.
Таким образом, протекционизм - это, как правило, временная мера, дающая отдельным отраслям хозяйства некоторый период для спокойной перестройки.
Таможенная пошлина может быть отрицательной, если государство хочет поощрить экспорт или импорт какого-то блага.
Регулирование валютного курса
В условиях резких изменений условий торговли курс валют может значительно колебаться, и это будет оказывать сильное влияние на весь импорт и экспорт, а следовательно, на общее состояние хозяйства.
Например, если по каким-то причинам курс национальной валюты будет расти, станет невыгодным экспорт и фирмы в экспортных отраслях будут сокращать выпуск и спрос на ресурсы (в частности - увольнять рабочих). Это будет началом депрессии в хозяйстве.
Поэтому государство может стремиться зафиксировать курс своей валюты для стабилизации торговли. Оно поручает Центральному банку воздействовать на рыночную цену валюты, компенсируя резкие изменения спроса и предложения на нее. Для этого у Центрального банка должен быть накоплен некоторый резерв иностранной и национальной валюты, которым он сможет воспользоваться для воздействия на рыночное равновесие.
Центральный банк определяет контрольные значения, между которыми может колебаться курс национальной валюты - валютный коридор.
Если курс валюты колеблется внутри заданного коридора, Центральный банк не будет предпринимать никаких действий. Но как только курс валюты выходит за пределы коридора, Центральный банк начинает продавать или покупать национальную валюту, чтобы вернуть ее курс в установленный коридор.
Предположим, что на рис. 8.3.2 изображены спрос (D0) и предложение (S0) на рынке франка. Равновесная цена франка - 3,0 марки и объем продаж - 30 тысяч франков.
Предположим, что эта цена франка благоприятна для хозяйства страны и правительство решает поддерживать ее в пределах от 2,8 до 3,2 марки.
Если неожиданно спрос на марку падает, это будет означать сдвиг кривой спроса в положение D1, переход равновесия в точку Б и уменьшение цены франка до 1,8 марки. Чтобы предотвратить падение цены франка, Центральный банк должен будет сам предъявить спрос на франк, использовав для этого свои запасы марки. Попросту говоря, он должен продавать свои запасы марки до тех пор, пока кривая спроса на франк не сдвинется в положение S1. При этом равновесие перейдет в точку В, и на рынке цена франка вырастет до 2,9 марки, курс франка вернется в валютный коридор.
Если же спрос на марку неожиданно увеличится, кривая спроса сместится в положение D2, равновесие сместится в точку Г, курс франка выскочит за пределы валютного коридора и достигнет 4,3 марки. Центральному банку нужно будет продавать франки и скупать марки до тех пор, пока кривая не сместится в положение S2 и равновесие не переместится в точку Д. В этой точке курс франка снова будет находиться в пределах валютного коридора.
Точно так же должен действовать Центральный банк в случае изменения предложения марки - скупать или продавать свою валюту, чтобы поддержать ее цену в пределах валютного коридора.
Поддерживая курс франка в пределах валютного коридора, государство создает стабильные условия для внешней торговли и не дает ей колебаться вместе с колебаниями валютного курса.

Протекционизм и свободная торговля
Как правило, внешнеэкономическая политика представляла собой сложную проблему, так как напрямую затрагивала интересы других государств. Установив высокие (как говорят, "запретительные") пошлины на импортные товары, можно было спровоцировать войну в переносном (установление ответных "запретительных" пошлин пострадавшей страной) или в прямом смысле (знакомство с войском короля, защищающего интересы своих налогоплательщиков).
История таможенной политики обнаруживает немало любопытных явлений, одно из которых мы сейчас и рассмотрим.
Меркантилизм
Меркантилизм - это политика государства, направленная на привлечение в страну денег и увеличение таким образом ее богатства и могущества. Логика очень простая: богатство отдельного человека будет расти, если он будет тратить меньше, чем получать. Богатство отдельной страны будет расти, если она будет продавать товаров больше, чем покупать (ее экспорт будет превышать ее импорт).
Меркантилизм распространяется в Европе с конца средних веков, но имеет не столько рациональные причины, сколько политические. Постоянные войны, требовавшие постоянного войска, предполагали постоянный источник доходов. Чтобы успешно взимать налоги с собственного населения, нужно было позаботиться о повышении народного благосостояния. Отсюда заботы об умножении не только богатства плательщиков, но и их числа (практически все государи старались стимулировать рождаемость).
Расцвет меркантилизма начинается с XV в. В это время в Англии короли испытывали большие затруднения со сбором налогов. В 1440 г. было издано первое "Положение об истрачении", которое запретило вывоз денег из королевства. Любой иностранный купец, который продал свой товар в Англии, не имел права вывезти деньги, а мог только купить и вывезти товары. А английские купцы должны были привезти из иностранного плавания хотя бы часть выручки в валюте.
Впоследствии государства перешли от политики запрета вывоза денег к политике регулирования торговли. Отчасти причиной этого было использование векселей для торговли, которые сильно запутывали контроль над движением денег.
И вот тут-то понадобились таможенные пошлины, которыми облагался ввоз иностранного товара. Сначала облагался любой импорт, и эта политика получила название тотального протекционизма. Например, английский король Эдуард VI (1547-1553) поднял пошлины на все ввозимые Ганзейским союзом (см. с. 327) товары с 1% до 20%. Елизавета I (1558-1603) довела эту пошлину до 27,5%, а ввоз некоторых благ (например, шелковых тканей) вообще запретила.
Постепенно тотальный протекционизм заменяется выборочным - пошлинами облагается ввоз только готовых благ, а ввоз сырья освобождается от них (это было направлено на поощрение обрабатывающей промышленности). Например, английский король Иаков I (1603-1625) запретил вывоз шерсти, а Карл II (1660-1685) объявил его государственной изменой. Впоследствии Англия запрещает вывоз машин и эмиграцию рабочих. Напротив, за ввоз в страну сырья (полотна, кожи) вводятся премии.
Другой пример меркантилизма: Навигационный акт (который ввел Кромвель в 1651 г. для подрыва флота Нидерландов) запрещал иностранным судам обслуживать торговлю Англии. Этот запрет на импорт услуг отрасли "морской транспорт" позволил значительно повысить мощь английского флота.
Согласно знаменитому Метуэнскому договору 1703 г. между Англией и Португалией, Англия понижала на 1/3 ввозные пошлины на португальское вино, а Португалия разрешала запрещенный в 1684 г. ввоз английской шерсти.
Движение за свободу торговли
Движение за свободу торговли начинается после выхода книги Адама Смита "Богатство народов", в которой политика меркантилизма была подвергнута суровой критике за неэффективность. Сторонников отмены всякого регулирования внешней торговли стали называть фритредерами (от англ. free trade - "свободная торговля").
Дальнейшая борьба за отмену пошлин является любопытным примером общественного выбора - как правило, отмене пошлин препятствуют заинтересованные классы. Например, в Англии в начале XIX в. были сняты все пошлины с ввоза промышленных благ, но сохранялись хлебные законы, ограничивавшие ввоз хлеба, так как лорды, входившие в парламент, были заинтересованы в высокой цене хлеба в Англии (см. § 3 "Рента" главы 4).


Вопросы для размышления
1. В чем могут заключаться выгоды меркантилизма?
2. Можно ли было в действительности добиться притока золота в страну с помощью протекционизма?