economicus.ru

§ 4. Политика государства
Возможность влияния на общее состояние хозяйства. Фискальная политика. Изменение косвенных и прямых налогов. Изменение государственных расходов. Общественные работы. Ограниченность фискальной политики при сбалансированном бюджете. Денежно-кредитная политика. Регулирование ставки процента, денежной массы, обязательных резервов. Операции на рынке капитала. Совершенствование рынков. Центры занятости.
Значительная депрессия или подъем (как возможная причина будущей депрессии) наносят вред хозяйству, так как приводят к недопроизводству ВНП и уменьшению потребления населения. Поэтому государство может пытаться предотвратить негативные последствия этих явлений.
Каким образом государство может оказать воздействие на общее состояние хозяйства? В командном хозяйстве эта проблема вообще отсутствует, так как все определяется Центральным управлением. Но в рыночном хозяйстве все производители и потребители свободны, и поэтому им нельзя отдать приказ "Не увольнять рабочих!" или "Продолжить осуществление инвестиций!". На их поведение можно оказать влияние только косвенным методом.
В руках государства находятся следующие элементы хозяйства, которые оно может использовать как рычаги воздействия на общую конъюнктуру: 1) бюджет (налоги и расходы); 2) денежное обращение. Соответственно, различают два типа политики регулирования хозяйства.
Фискальная политика
Связующим звеном государства и хозяйства является бюджет, который "забирает деньги" у фирм и населения в виде налогов и "выдает деньги" фирмам и населению в виде расходов на общественные блага и трансфертов. Манипулируя доходной и расходной частями бюджета, государство может оказать влияние на поведение фирм и населения.
Фискальной политикой называется изменение налогов и государственных расходов с целью повлиять на общее состояние хозяйства.
Давайте рассмотрим, какими могут быть меры фискальной политики и их последствия.
1. Изменение налогов (или налоговая политика) влияет на поведение фирм и потребителей двумя различными способами.
Изменение косвенных налогов, которые платят фирмы (НДС, налог на прибыль, акцизы), влияет на затраты и прибыльность производства и, следовательно, определяет положение кривых предложения благ. Если правительство уменьшит ставки косвенных налогов и налога на прибыль фирм, это приведет к сдвигу кривых предложения вниз, увеличению равновесных объемов предложения и цен. Так как фирмы будут больше производить, следовательно, вырастет их спрос на ресурсы. В том числе вырастет спрос на капитальные блага и спрос на труд. Таким образом, снижение косвенных налогов может привести к подъему в хозяйстве и увеличить занятость.
И наоборот, если правительство будет увеличивать косвенные налоги, это приведет к падению предложения, уменьшению спроса фирм на ресурсы и, следовательно, к увеличению безработицы.
Изменение прямых налогов влияет на покупательную способность потребителей и, следовательно, изменяет положение кривых спроса на рынках потребительских благ. Если правительство уменьшит подоходный налог, это приведет к увеличению располагаемого дохода и потребители захотят истратить большее количество денег. Кривые спроса сместятся вправо, фирмы будут производить большее количество блага и увеличат спрос на ресурсы.
И наоборот, если правительство решит увеличить подоходный налог, оно уменьшит располагаемый доход населения, что вызовет падение спроса на рынках потребительских благ и уменьшение производства.
2. Изменение государственных расходов представляет собой изменение спроса государства на общественные блага, которое в свою очередь оказывает воздействие на спрос на других рынках благ.
Например, увеличение расходов на обмундирование для армии может вызвать подъем в хозяйстве, так как кривые спроса на рынках соответствующих благ сместятся вправо. Если государство неожиданно сократит расходы, например, на постройку новых железных дорог, это приведет к сокращению производства рельсов, шпал, вагонов и т. д. и в хозяйстве может начаться депрессия.
Используя это влияние своих расходов на состояние хозяйства, государство может осуществлять политику вывода хозяйства из депрессии.
Если в хозяйстве возникли депрессия и большая безработица, государство может прибегнуть к искусственному увеличению спроса на рынках благ путем увеличения своих расходов.
Например, можно использовать безработных для проведения общественных работ - уборки мусора, постройки и ремонта дорог и т. д. Заработная плата, выплаченная нанятым на эти работы людям, будет истрачена на рынках потребительских благ, и это поможет быстрее вытащить хозяйство из депрессии.
Изменение расходов может оказаться для государства более легко осуществимой мерой, чем изменение налогов, так как последняя мера непосредственно затрагивает все население, а первая - только незначительную часть его. Уменьшить расходы на исследование космоса, не вызвав недовольство всего населения, гораздо легче, чем увеличить подоходный налог.
Но фискальная политика связана с одной существенной проблемой построения бюджета: невозможно изменить величину расходной части бюджета, не изменив доходной. Если государство хочет иметь сбалансированный бюджет (без излишка или дефицита), ему придется изменять одновременно налоги и расходы. Например, если государство уменьшает налоги (чтобы стимулировать производство), ему придется уменьшить расходы - а это уменьшение спроса на рынках благ может свести на нет весь результат снижения налогов.
Отсюда следует, что при сбалансированном бюджете государству будет чрезвычайно тяжело осуществлять воздействие на хозяйство и результат такого воздействия, скорее всего, будет отрицательным.
Воздействовать в одном направлении государство может только за счет несбалансированного бюджета - то есть увеличить расходы без увеличения налогов. Добиться этого бюджетного дефицита можно двумя мерами: 1) напечатать новые деньги и 2) взять деньги в долг на рынке капитала. А эти меры относятся к другому виду политики, который мы сейчас и рассмотрим.
Денежно-кредитная политика
Поскольку государство обеспечивает денежное обращение в хозяйстве, оно имеет в руках еще один рычаг воздействия на состояние хозяйства, которым может пользоваться при необходимости.
Денежно-кредитной политикой называется воздействие на развитие хозяйства путем изменения 1) денежной массы, 2) обязательных резервов банков или 3) кредитов (ссуд) государства на рынке капитала.
Все эти меры, связанные с обращением денег и рынком капитала, приводят к схожим результатам. Давайте рассмотрим их по очереди.
1. Изменение денежной массы государство может осуществлять, так как имеет контроль над Центральным банком, который выпускает в обращение новые деньги. Если, например, государство хочет финансировать общественные работы, оно может напечатать новые деньги и использовать их для выдачи заработной платы людям, которые будут заняты на этих общественных работах. При этом оно действительно увеличивает свои расходы без увеличения налогов, но за счет увеличения денежной массы.
Воздействие увеличения государственных расходов мы обсуждали выше - они стимулируют спрос на всех рынках хозяйства. А каким будет воздействие роста денежной массы?
Во-первых, большее количество денег будет попадать в банки и, следовательно, банки смогут выдавать больше кредитов. Кривая предложения на рынке заемных средств сместится вправо, и это приведет к снижению ставки процента. Фирмы и население предъявят дополнительный спрос на капитальные блага, производители этих капитальных благ в свою очередь предъявят дополнительный спрос на промежуточные блага и труд, а это повлияет на увеличение доходов и рост спроса на всех остальных рынках потребительских благ.
Во-вторых, может произойти повышение уровня цен (то есть инфляция). Если цены во время депрессии упали, то оживление в хозяйстве будет означать просто возвращение к прежнему уровню цен. Но если после возвращения хозяйства к полной занятости количество сделок Q = (q1, q2, ..., qn), которое должны обслужить деньги, и скорость обращения V не изменятся, то в силу увеличения денежной массы M цены могут подняться выше того уровня, на котором они находились до депрессии.
2. Изменение обязательных резервов тоже означает изменение предложения кредитов на рынке капитала. Уменьшение обязательных резервов позволяет банкам оставлять меньше денег для непредвиденных ситуаций и больше денег выдавать в виде кредитов, и наоборот.
Например, если норма обязательных резервов будет снижена с 20% до 10%, банки смогут выдать дополнительное количество кредитов и кривая предложения на рынке капитала сместится вправо. Это приведет к снижению ставки процента и увеличению объема спроса на кредиты. Последнее будет означать увеличение спроса на капитальные блага и оживление хозяйства.
Но поскольку при этом увеличивается денежная масса, которая представляет собой объем наличных и безналичных денег, конечным результатом снижения нормы обязательных резервов банков тоже может стать инфляция.
В случае слишком сильного подъема в хозяйстве государство может увеличить норму резервов - это заставит банки оставлять у себя дополнительное количество денег в виде резервов, объем предложения кредитов уменьшится, ставка процента вырастет и спрос на капитальные блага упадет. Последнее приведет к общему уменьшению спроса на блага.
3. Операции на рынке капитала означают предъявление спроса государством на кредиты (для обеспечения дефицита бюджета) или предложение денег (для снижения процентной ставки и стимулирования спроса на капитальные блага).
Например, общественные работы могут быть профинансированы за счет кредитов, которые государство возьмет на рынке капитала и истратит для выплаты заработной платы рабочим.
Но побочным эффектом увеличения ставки процента будет уменьшение спроса на капитал фирм. Это воздействие государственных займов, которые как бы "мешают" займам фирм, называется эффектом вытеснения.
Поскольку подобное вытеснение инвестиций фирм может нарушить нормальное функционирование хозяйства, прибегать к займам без отрицательных последствий для хозяйства государство может только в условиях депрессии, когда спрос на рынке капитала чрезвычайно низок и ставка процента тоже низка. В этом случае государственный заём не приведет к большому увеличению ставки процента.
"Совершенствование" рынков
Государство может облегчать течение депрессий в хозяйстве, не вмешиваясь непосредственно в спрос и предложение, а оказывая влияние только на степень совершенства рынков благ и труда.
Как вы помните, совершенство рынков задает время, которое требуется хозяйству для перестройки производства в случае необходимости. Рабочие должны за это время найти новое место работы, а фирмы - новых рабочих и оборудование.
Что может сделать государство для облегчения этого поиска?
Например, создать специальные Центры занятости (так называемые биржи труда), которые будут ставить на учет безработных и принимать информацию о вакансиях - свободных местах работы в различных фирмах. Они будут действовать как брачные конторы, помогая встретиться двум партнерам по сделке. Такие Центры занятости могут значительно облегчить встречу, например, потерявшего работу штукатура и небольшой фирмы, остро нуждающейся в работнике этой профессии.

Кейнсианство и монетаризм
Когда началась Великая депрессия (см. окно "Из истории деловых циклов", § 3 этой главы), в обществе существовала вера в политику laissez faire и необходимость сбалансированного бюджета. Но депрессия продолжалась необычайно долго, и мучительные раздумья правительства и экономистов, которые пытались найти выход из положения, привели к появлению нового течения экономической мысли.
Дж.М. Кейнс и Кейнсианская революция
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) - сын известного экономиста Дж. Н. Кейнса и ученик А. Маршалла - получил образование и долгое время работал в Кембриджском университете, преподавая экономическую теорию.
С самого начала своей карьеры ученого Дж. М. Кейнс оказался критиком правительственной политики. Когда его привлекли к подготовке Версальского мира в 1918 г., он выступал против огромного размера той контрибуции, которой была обложена Германия. Когда Великобритания в послевоенное время вернулась к золотому стандарту, Кейнс был против этого, доказывая, что именно высокий курс фунта стерлингов является причиной низкой конкурентоспособности английских товаров на международном рынке и высокой структурной безработицы на протяжении 1920-х гг. Когда наконец произошла Великая депрессия, он выступил с резкой критикой политики невмешательства государства в дела хозяйства.
Свои взгляды Кейнс изложил в книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1937), из аналитического аппарата которой выросла целая ветвь экономической теории - макроэкономика.
Взгляды эти заключались в следующем. Сбережения делаются людьми независимо от ставки процента и определяются только национальным доходом. А инвестиции зависят от ставки процента, которая определяется исключительно денежным обращением, а не предложением сбережений (чем больше денежная масса, тем больше денег хранится фирмами и населением в банке, тем больше кредитов могут выдать банки и тем ниже ставка процента).
Таким образом, S может оказаться больше I, и в этом случае будет расти безработица, падать национальный доход и S до тех пор, пока не S и I не сравняются и не возникнет общее равновесие хозяйства при неполной занятости. Устойчивость этого равновесия определяется жесткостью цен и заработной платы.
Таким образом, хозяйство может долго находиться в состоянии депрессии, и необходимо вмешательство государства.
Призывы Кейнса к государственному вмешательству долго оставались без внимания (обычно экономисты и политики ссылались на общепринятую доктрину laissez fair). Даже те общественные работы, которые все-таки были предприняты некоторыми политиками (Ллойд Джордж в Англии, Рузвельт в США), были осуществлены именно как политические, а не экономические меры.
По настоящему из кризиса хозяйство вытащила только вторая мировая война. После войны, в 1950-х и 1960-х гг., государство приступило к регулированию занятости путем воздействия на спрос на рынках благ хозяйства, но вскоре эта политика натолкнулась на противоречие, из которого возникло течение, противоположное кейнсианству.

Милтон Фридман и монетаризм
История не заставила себя долго ждать, и вскоре произошли события, которые сильно подорвали веру в кейнсианство. Это были нефтяные шоки в 1970-х гг., о которых вы уже знаете (см. окно "Шок предложения", § 3 этой главы). Стимулирование спроса не помогало - в условиях высокой инфляции продолжала сохраняться высокая безработица. Государство плохо представляло, что же делать (безработица требовала стимулирующей политики, а инфляция - сдерживающей).
Основным представителем критики кейнсианского регулирования стал экономист из Чикаго Милтон Фридман (р. 1912). Смысл этой критики заключался в следующих аргументах.
Во-первых, точные причины спада и последствия той или иной меры никогда не известны, и поэтому государство всегда может ухудшить ситуацию. Во-вторых, в условиях депрессии хозяйство само стремится вернуться к некоторому новому равновесному состоянию, но если в этот момент искусственно стимулировать спрос, это будут ложные ценовые сигналы и хозяйство начнет развиваться не в том направлении.
В связи с этим Фридман предлагал заменить все меры регулирования хозяйства одной мерой - увеличением денежной массы на 3% в год, чтобы ее рост соответствовал росту объема сделок Q = (q1, q2, ..., qn), и в хозяйстве не возникало постоянной необходимости снижения цен. Также он предлагал уменьшить пособия по безработице, которые, по его мнению, ослабляют стимулы к поиску работы и продлевают безработицу.
Споры между сторонниками государственного регулирования продолжаются и сегодня, представляя собой одну из самых серьезных проблем экономической теории и политики.