economicus.ru

§ 4. Общественный выбор
Общественный выбор. Альтернативы бюджета, "правил игры". Политическая система. Абсолютная монархия. Прямая демократия. Монархия. Затраты на голосование. Представительная демократия. Политики и чиновники. Президент, правительство, парламент. Голосование и "право большинства". Голосование и рынок. Диктатура большинства. Партии и программы. Политические партии. Программа (набор "целей"). Выбор партии. Совершенная и несовершенная система. Покупка политического решения. Материальная поддержка партии. Подкуп политика или чиновника. "Катание бревна".
Все действия, которые осуществляет государство в хозяйстве, связаны с выбором одной из имеющихся альтернатив (так же как и действия фирмы или потребителя).
Во-первых, это выбор бюджета. Все источники дохода являются взаимозаменяемыми (например, можно получить дополнительные 100 млн рублей за счет налога на прибыль, а можно за счет акциза на алкоголь). В то же время все статьи расходов конкурируют между собой, так как увеличение одной статьи означает уменьшение других (например, для увеличения расходов на армию нужно сократить расходы на ремонт дорог, и наоборот). Таким образом, нужно решить, ОТКУДА взять деньги и КУДА их тратить.
Во-вторых, "правила игры" в хозяйстве и обществе тоже могут быть разными, и, следовательно, их тоже надо выбрать (например, создать правила увольнения рабочих фирмами).
Поскольку создание общественных благ и "правил игры" необходимо для всего общества, само общество и должно принимать решения о выборе различных альтернатив. Именно поэтому говорят об общественном выборе - принятии решений по поводу бюджета и других функций государства.
Политическая система
Осуществление общественного выбора зависит от политической системы общества, которая состоит из трех следующих частей: 1) законодательная власть, принимающая законы, которым подчиняются все фирмы и потребители; 2) исполнительная власть, организующая сбор денег в бюджет и их расходование; 3) судебная власть, контролирующая исполнение законов всеми членами общества (в том числе законодательной и исполнительной властью). В каждой политической системе все эти функции могут осуществляться по-разному.
На одном из полюсов политических систем находится абсолютная монархия, которая не предполагает наличия какого-либо выбора у населения. Во главе общества стоит монарх (царь, король, император, фараон и т. д.), чья должность не является выборной, а передается по наследству.
Абсолютный монарх осуществляет общественный выбор по своему усмотрению, и, следовательно, степень удовлетворения интересов общества целиком зависит от его желаний. Если это "хороший" монарх, он будет заботиться о производстве общественных благ, уменьшении налогового бремени и других полезных для общества вещах. Если это "плохой" монарх, он не будет заботиться об интересах общества, а будет удовлетворять свои желания - строить для себя роскошные замки, воевать с другими монархами и т. д.
Другой крайностью является прямая (абсолютная) демократия - все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Эта политическая система действительно создает условия для общественного выбора, так как каждый человек участвует в определении того, какие будут производиться общественные блага, из каких источников будут поступать деньги и т. д.
Между прямой демократией и абсолютной монархией могут существовать различные промежуточные политические системы, сочетающие в себе принцип монархической и выборной властей.
Поскольку голосование связано с затратами для населения, голосовать по поводу ВСЕХ вопросов население не может (представьте себе общенародное голосование по вопросу: "Нужно ли поставить на улице N еще один фонарь?"). Уменьшить затраты, связанные с голосованием, позволяет представительная демократия - население выбирает только руководителей государства, которые осуществляют управление государством в интересах избирателей. Поскольку эти руководители как бы представляют интересы населения, такую политическую систему и называют представительной демократией.
Давайте рассмотрим в общих чертах, каким образом осуществляется общественный выбор в условиях демократии.
Голосование и "право большинства"
В условиях демократии население принимает решения путем голосования - каждый человек, обладающий правом голоса, говорит свое "за" или "против" по решаемому вопросу. При этом побеждает тот вариант, за который голосует большинство.
Эта процедура схожа с тем выбором, который население осуществляет на рынках благ, где люди "голосуют" деньгами за те блага, которые им хочется потреблять.
Но на рынках благ нет большинства и меньшинства. Если большинство потребителей хочет есть красные яблоки, то это не мешает меньшинству потребителей проголосовать деньгами за производство определенного количества желтых яблок.
При политическом голосовании воля меньшинства остается неудовлетворенной. Если, предположим, большинство населения проголосует за увеличение расходов на оборону, то расходы будут увеличены, и меньшинство, которое не хотело этого, останется в проигрыше. Таким образом, возникает так называемая диктатура большинства. Но никакого "лучшего" выхода из этой ситуации нет, и поэтому общественный выбор осуществляется в интересах большинства.
e_section>Политики и чиновники
В условиях представительной демократии создание государственного аппарата представляет собой следующую процедуру.
1) Население выбирает руководителей государства - руководителя исполнительной власти (президента или премьер-министра) и членов парламента. Поскольку деятельность этих руководителей связана с выработкой политики, их называют политиками. Общество как бы нанимает политиков на работу и платит за выполнение возложенных на них функций заработную плату.
2) Выбранные руководители государства назначают весь остальной государственный аппарат и следят за его работой. Все назначаемые люди называются чиновниками.
Управление государственным аппаратом представляет собой процедуру, аналогичную управлению фирмой. Президент создает правительство, в которое входят министры, отвечающие за отдельные "части" страны (министр обороны, министр внутренних дел, министр финансов и т. д.). Министры создают свои организации чиновников - министерства, помогающие министру управлять своей "частью" (собирающие информацию, разрабатывающие решения и т. д.).
Таким образом, все должности государственного аппарата делятся на выборные (политики) и назначаемые (чиновники).
Партии и программы
Если на должность руководителя государства есть несколько претендентов, между ними возникает конкуренция. Каждый претендент предлагает свою программу - вариант организации бюджета, законов общества, внешней политики и т. д. А население просто выбирает программу того политика, которая имеет для населения наибольшую полезность.
Поскольку для разработки программы и осуществления предвыборной конкуренции усилий одного человека может не хватать, возникают партии - организации, которые занимаются производством программы и предложением этой программы обществу на выборах. По сути деятельность партий очень похожа на деятельность фирм, которые производят блага и продают их населению. На рынке побеждает фирма, производящая благо, которое больше всего понравится населению, а на выборах побеждает партия, предлагающая программу, которая тоже больше всего понравится населению.
В условиях совершенной политической системы, при которой существуют 1) полная информированность населения о происходящем, 2) отсутствие затрат на проведение выборов, общественный выбор всегда будет осуществляться политиками строго в интересах большинства. Политики, которые будут отклоняться в принятии решений от воли большинства, будут легко переизбираться на других политиков, которые будут действовать в интересах большинства.
Но в условиях несовершенной политической системы, когда существует неполнота информации или организация выборов требует значительных затрат, находящиеся у власти политики получают возможность злоупотреблять своим положением. Политики могут отклоняться от выполнения своих обещаний и удовлетворять свои личные потребности, стремиться сохранить за собой власть тем или иным путем и т. д.
Покупка политического решения
Кроме участия в голосовании существует еще один способ оказания влияния на выбор общества. Политическое решение можно купить, так же как покупают блага или ресурсы.
Первым способом покупки целого блока политических решений является материальная поддержка партии, которая, оказавшись у власти, обеспечит принятие этих решений.
Отдельный человек может поддерживать партию, просто вступив в нее и платя членские взносы в партийную казну. Чем больше членов в партии, тем больше денег собирает она в виде членских взносов и тем реальнее возможность ее прихода к власти и влияния на политические решения.
Богатые фирмы или потребители могут делать это путем прямого финансирования нужных им партий, если обладают достаточными для этого средствами. Например, фирма, контролирующая все производство нефтепродуктов в хозяйстве и получающая огромную прибыль, способна финансировать партию, которая будет отстаивать ее интересы в парламенте и правительстве.
Существует другой способ покупки нужного политического решения, который может быть незаконным, - это подкуп чиновника, отвечающего за принятие данного решения. Чиновник получает взятку - некоторую сумму денег или благ в качестве вознаграждения за принятое решение.
Например, упомянутая выше нефтяная фирма может подкупить антимонопольный комитет, чтобы предотвратить государственное регулирование своей деятельности.
Особенностью этого способа покупки политического решения является то, что он может быть использован в любой политической системе. Если голосование на выборах или поддержка партии возможны только в условиях демократии, то взятку чиновнику можно дать и при абсолютной монархии (например, заплатить начальнику налоговой службы, чтобы последний "недосмотрел" часть дохода дающего взятку).
Более того, при абсолютной монархии взятку можно дать самому главному должностному лицу в политической системе - самому монарху. Например, крупная торговая фирма может обеспечить себе таким образом отмену таможенных пошлин, которые ограничивают ее деятельность (или, наоборот, установление таких таможенных пошлин, которые будут направленны против ее конкурентов). Производитель может купить право монополии на производство какого-либо продукта.

Общественный выбор в прошлом
Выборы монарха
В далеком прошлом далеко не всегда монархия была абсолютной. Иногда монарха выбирали на вече - всенародном собрании (например, у древнегерманских племен).
Например, в 1613 г. в России состоялся Собор, включавший представителей всех земель России (даже черносошных крестьян), который избрал царем Михаила Федоровича - первого представителя династии Романовых.
Монарх и парламент
В далеком прошлом монарх часто утверждался и действовал с согласия некоторого представительного органа, - назовем его условно парламентом, - в который, как правило, входили все крупные землевладельцы государства. При этом сам монарх, который тоже был крупным землевладельцем, во многих случаях был просто "первым среди равных".
Как правило, этот парламент выполнял функцию совещательную (монарх узнавал мнение сограждан) и одобрительную (разрешение на введение новых налогов). Таким образом, в средние века право общественного выбора принадлежало крупным собственникам земли.
Почему это было так? Частично это объяснялось зависимостью короля от военной и денежной силы феодалов его государства, которые в случае войны становились его армией или кредиторами. Монарх, который узурпировал бы всю власть в государстве, не был бы способен обеспечить себе вооруженные силы (и благо "внешняя безопасность") и, следовательно, просто не мог существовать.
Кроме землевладельцев в этот парламент могли входить представители городов, если они не были подвластны феодалам, и представители духовенства.
Церковь всегда пыталась усилить свои права в назначении и использовании налогов, используя для этого самые разные ухищрения и стараясь поставить себя наравне с королем. Хотя после Реформации королям удалось потеснить Церковь, отняв у нее часть имущества и политических прав.
Борьба монарха и парламента
Отношения монарха и парламента во многом определялись обычаем. Многое зависело от личных качеств самого монарха (слабого короля парламент мог значительно потеснить в правах).
Иногда короли пытались обойти парламент, но это не всегда хорошо заканчивалось. Например, английский король Карл I, нуждаясь в деньгах для ведения войны с Испанией и Францией, всячески пытался не подчиниться парламенту, который не давал ему вводить новые налоги, и самовольно ввел "корабельный сбор" (очень непопулярный в стране). Другим источником разногласий были монополии, которые король предоставлял своим любимцам и против которых всячески боролись пуритане.
Когда королевская казна опять истощилась, а война требовала новых денег, Карлу I пришлось созвать парламент (так называемый Долгий парламент, заседавший 9 лет), который среди прочего отменил корабельный сбор, лишил монополистов избирательных прав и потребовал ограничения королевского самоуправства. В результате вспыхнула война между королем и парламентом, закончившаяся в 1649 г. Великой английской революцией и казнью Карла I.
Общественный выбор на Руси
На Руси все происходило примерно так же, как и в Европе. Существовал великий князь, действовавший с одобрения Думы, в которую входили "бояре думающие" (крупные землевладельцы) и "старцы градские" (представители городов), а после принятия христианства еще и духовенство.
В период татарского владычества на Руси все изменилось: князь получал от татар ярлык на княжество, причем на основе конкуренции с другими князьями. Ярлыки раздавались в Золотой Орде почти что с аукциона - тому, кто предложит больше денег и людей. Если князь не мог собрать обещанные налоги (случались недоимки), Орда заменяла его другим претендентом.
После падения татарского ига вся полнота власти в стране вернулась к великому князю и Думе. В ходе последующего развития в России начинает возникать абсолютная монархия - великие князья притесняют других князей и присоединяют их земли к Московскому государству. Иван IV сильно ограничил права бояр и сделал царскую власть практически безграничной. Петр I вообще уничтожил Думу.
Революция как выбор общества
Когда политическая система общества не предусматривает выборов, правители могут преследовать свои личные интересы, а не интересы общества, и довести страну до плачевного состояния. Сменить такую "невыборную" власть можно только путем переворота (группа людей заменят монарха "своим" человеком) или революции - народного восстания и замены правителя. Поскольку для населения революция является достаточно дорогим удовольствием (велики трансакционные затраты на организацию и затраты на осуществление), народ обычно терпит до последнего и решается на свержение власти только в случае крайне тяжелого положения.
Война за независимость как выбор общества
В некоторых случаях, когда власть в одной стране была узурпирована другой страной, последняя осуществляла общественный выбор в своих интересах и могла довести колонию до бедственного положения.
Например, в XVI в. Нидерланды находились под властью Испании, которая проводила политику в своих интересах (ограничивала торговлю, устраивала конфискации имущества еретиков и т. д.). В 1571 г. были введены налоги на испанский манер, среди которых был 10% налог с продажи, означавший в условиях многочисленной перепродажи товара в Нидерландах очень сильное повышение цен. Народ не выдержал - в 1572 г. началось восстание, которое привело к войне против Испании - Нидерландской буржуазной революции - и образованию в конце XVI в. Соединенных провинций Нидерландов.
Аналогичная история произошла с английскими колониями в Северной Америке. Англия очень долго не облагала население своих колоний никакими налогами и пошлинами, ограничивая только их торговлю. Но после Семилетней войны финансы Англии находились в расстроенном состоянии, и она решила ввести относительно небольшой налог - гербовый сбор - в своих колониях. Уже это вызвало резкое недовольство жителей колоний как факт превышения власти. Вскоре Англия всерьез решила ввести новые ввозные таможенные пошлины на некоторые блага (чай, стекло, бумагу, краску), и это вызвало еще более сильное сопротивление. В 1773 г. в Бостоне (где предполагалось устройство главной таможни) произошел открытый бунт ("бостонское чаепитие"), который дал начало Войне за независимость и привел к освобождению в 1783 г. Североамериканских штатов от власти Англии.
Гражданская война как выбор общества
Но конфликт может происходить не только между властью и народом или страной и ее колониями. На две противоборствующие части может разделиться все общество
Примером такого разделения всей страны на две враждующие части являются североамериканские колонии в XVII-XIX вв. На Севере этих колоний селились бежавшие от религиозных гонений пуритане, которые сами возделывали землю и вели крайне умеренную жизнь. На Юге селились достаточно богатые люди англиканского вероисповедания, которые стремились к получению прибыли, и их не смущало использование рабского труда африканцев.
Именно хозяйственный вопрос о рабстве создал в США две партии, одна из которых (республиканская) выступала за отмену рабства во всех штатах, а другая (демократическая) выступала за право отдельных штатов сохранить рабство.
Поскольку плантаторы с Юга имели такие же политические права, как и северяне, и, более того, имели перевес на выборах, последним долго не удавалось добиться отмены рабства. Когда наконец в 1860 г. республиканец Авраам Линкольн победил на президентских выборах и стал проводить политику отмены рабства, это привело к Гражданской войне между Севером и Югом, которая фактически представляла собой вооруженную борьбу двух частей общества за "правила игры". Победили северяне, и в 1865 г. конгресс принял 13-ю поправку к Конституции (о запрете рабства), а в 1866 - 14-ю поправку (о равных правах черного и белого населения США).
Любопытно, что с тех пор эти партии постоянно вели борьбу друг с другом по различным вопросам. После Гражданской войны они столкнулись по вопросу о таможенном тарифе. В 1896 г. основным стал вопрос о золотой и серебряной валюте. До сих пор эти партии конкурируют в борьбе за места в парламенте и президентское кресло.
К всеобщему избирательному праву
В прошлом существовало, как правило, частичное избирательное право (за исключением абсолютной монархии, в условиях которой выборов не было вообще).
Право избирать могли давать: 1) происхождение (в Древней Греции, например, это только граждане, противопоставлявшиеся иностранцам, в Киевской Руси - принадлежность к роду Рюриковичей и т. д.); 2) владение землей (в английский Парламент входили лорды - крупные землевладельцы); 3) имущественный ценз (например, в Англии до 1858 г. депутатом от графства мог быть человек с доходом не ниже 600 ф. ст. в год, а депутатом от города - человек с доходом не ниже 300 ф. ст. в год; во Франции, согласно хартии 1814 г., депутатом мог стать человек, который платил прямые налоги на сумму не меньше 1000 франков).
В прошлом в оправдание имущественного ценза выдвигались и рациональные аргументы: состоятельные люди больше заинтересованы в повышении благосостояния страны. Кроме этого, состоятельные люди гораздо более образованны, чем простой люд, и поэтому могут принимать рациональные решения. Если допустить неимущие слои к власти, то они могут привести в расстройство финансы, нарушить права собственности и наделать других "глупостей".
Движение к всеобщему избирательному праву активизируется после промышленной революции, когда в обществе появляется новый класс богатых промышленников и торговцев. В течение XIX в. во многих странах имущественные цензы ослабляются, и в настоящее время остается только один ценз - возрастной (например, в России право голоса на выборах дается только по достижении 18-летнего возраста).


Вопросы для размышления
1. Можно ли каким-либо образом избежать диктатуры большинства?
2. В чем положительные и отрицательные стороны покупки политического решения с помощью финансирования партии или подкупа чиновника?
3. Насколько оправданны рациональные аргументы в пользу имущественного ценза, приведенные выше в окне?
4. Что общего в устройстве семьи и устройстве государства?