economicus.ru

╖ 1. Роль государства в хозяйстве
Несостоятельность рынка. Общественные блага. Всем или никому (неисключаемость). Независимость затрат от числа потребителей. Виды общественных благ (безопасность, инфраструктура). Внешние эффекты. Загрязнение окружающей среды. Рынок не может назначить плату. Перераспределение. Поощрение производства и потребления "хороших" благ. Помощь малоимущим. Создание "правил игры". Регулирование конкуренции (борьба с монополией). Правила контрактов. Необходимость государственного вмешательства. Монополия государства на природные ресурсы. Лицензии и плата за использование. Бюджет. Доходы. Расходы.
Рыночная система является удачным механизмом координации действий отдельных производителей и достижения оптимальной структуры производства.
Но, увы, рыночная система не всесильна. Существует несколько проблем, которые она не может решить совсем или может решить крайне плохо. В этих случаях говорят о несостоятельности рынка. Какие это проблемы?
Во-первых, рыночная система не может обеспечить производство некоторых благ (или может обеспечить очень плохо). Во-вторых, действие рыночной системы может нанести вред отдельным людям или всему населению. В-третьих, рыночная система не может организовать сама себя (даже для стихийной самонастройки необходимо создать "правила игры", которые не должны нарушать независимые производители и потребители).
Все эти случаи несостоятельности рынка и приводят к необходимости государственного вмешательства в дела хозяйства. Давайте рассмотрим по очереди эти случаи и возможные действия государства по разрешению этих проблем.
Общественные блага
Существует определенный тип благ, обладающих свойствами, которые не позволяют рынку обеспечить их производство.
Общественными благами называются блага, которые не могут быть предоставлены отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам хозяйства.
Это определение означает необходимость выполнения двух условий. Во-первых, величина затрат не зависит от количества пользователей. Если еще один человек начинает потреблять благо, это не требует осуществления дополнительных затрат.
Во-вторых, невозможно исключить отдельного человека из потребления этого блага, так как общественное благо может потребляться множеством потребителей одновременно (действует так называемая неисключаемость потребителей).
Классическим примером общественного блага является маяк, который дает ориентир судам, находящимся в окрестностях берега. Если зажечь маяк, то ВСЕ суда, какие бы ни оказались возле этого берега, получат возможность пользоваться его "услугами" (рис. 6.1.1). Если появится еще одно судно или несколько судов, это ничего не изменит в условиях производства и потребления этой услуги (новые потребители не помешают пользоваться этой услугой прежним потребителям и не увеличат затраты на ее производство).
Существенную роль играет величина затрат на производство общественного блага. Если эти затраты невелики, то общественное благо может быть произведено любым человеком и автоматически станет доступно всем остальным людям. Например, человек, который убивает комара, автоматически освобождает от "кровопийцы" всех остальных людей.
Но создание дорогого общественного блага (например, постройка маяка) просто не по карману отдельному потребителю. Более того, даже если бы потребитель и смог построить маяк (предположим, за 10 лет), он вряд ли согласится делать это, так как другие потребители будут пользоваться плодами его труда бесплатно.
Конечно, капитаны судов могут вместе собрать деньги на строительство маяка, но и здесь возникают проблемы: у каждого из них появится желание уклониться от уплаты, сославшись на "ненужность", и в итоге ничего не получится.
Таким образом, общественное благо не может возникнуть в результате действия рынка, так как действует свойство неисключаемости и потребители могут предпочитать оставаться "зайцами".
Какие же виды общественных благ могут существовать в хозяйстве?
Одним из наиболее важных общественных благ, которое необходимо людям с момента появления хозяйства, является благо "безопасность". Существует несколько источников угрозы жизни, здоровью и имуществу населения, от которых рационально действующие люди захотят себя отгородить.
Одним источником опасности для любой страны могут быть внешние враги - соседние с нашей воображаемой страной государства, которые могут захотеть завоевать ее из тех или иных соображений (например, чтобы воспользоваться ее ресурсами). Население нашей страны, конечно же, захочет оградить себя от внешних врагов и обеспечить себе внешнюю безопасность. Для производства этого блага необходима армия (солдаты, командиры, вооружение и т. д.). Внешняя безопасность является общественным благом, так как невозможно защитить от агрессора отдельного жителя страны, не защитив при этом всех остальных.
Нормальное существование общества требует также обеспечения внутренней безопасности. В любом обществе существуют люди, склонные к нечестному образу жизни и посягательству на имущество или жизнь других граждан. Производство блага "внутренняя безопасность" требует создания правоохранительных органов (милиции, суда и т. д.). Внутренняя безопасность тоже является общественным благом, так как, если преступник пойман и посажен в тюрьму, от него автоматически избавляется как отдельный человек, так и все население.
Существует и иной источник опасности для жизни или имущества населения - стихийные бедствия. Для обеспечения безопасности населения нужны спасательные службы, которые могли бы предоставить быструю помощь пострадавшим или находящимся в опасности жителям.
В большинстве случаев спасательные службы тоже являются общественным благом. Например, если городу грозит наводнение или снежная лавина, то придется обезопасить всех жителей этого города или никого. Если пожарные тушат пожар, они спасают от опасности все дома, которые находятся по соседству с горящим домом.
Но, например, оказание первой медицинской помощи может быть названо общественным благом только условно, так как затраты на его производство зависят от количества несчастных случаев и можно назначить цену за его потребление больным. Первая медицинская помощь пострадавшему человеку является общественным благом для всех остальных членов общества, которые заинтересованы в том, чтобы в обществе не было умирающих или страдающих людей.
Кроме этих благ, связанных с обеспечением безопасности населения, существуют другие общественные блага, связанные с той или иной потребностью населения.
Например, инфраструктура - совокупность сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности общества.
В любом хозяйстве нужны дороги, чтобы по ним могли перемещаться люди и транспорт. Дорога является общественным благом, так как по ней может пройти любой человек и это не требует дополнительных затрат. В принципе, можно попытаться назначить плату за использование дороги, но это связано с рядом трудностей. Если это дорога, которая используется крайне нерегулярно, фирма, ее построившая, очень нескоро окупит свои затраты и вряд ли возьмется за ее строительство. А если это дорога, которая часто используется многими потребителями и фирмами, то ее владелец окажется монополистом с очень высокой рыночной властью над потребителями. Поэтому создание таких дорог берет на себя государство, предоставляя их населению бесплатно, как общественное благо.
Но создание общественного блага "дорога" не ограничивается созданием прочного и ровного покрытия поверхности земли. Также может понадобиться обеспечение освещения, чтобы можно было пользоваться дорогами в темное время суток. Необходимо создание и поддержание приятного "оформления" этих дорог (деревья, газоны и т. д.).
Невозможно озеленить улицу и установить на ней фонари, чтобы любой прохожий не получил от этого удовольствие и необходимый в темное время суток свет. Таким образом, инфраструктура тоже является общественным благом.
Общественные блага оказываются "не по зубам" рынку. Единственным выходом из этой ситуации может быть вмешательство государства, которое и возьмет на себя создание общественных благ.
Внешние эффекты
Кроме того что рынок не может обеспечить население некоторыми благами, он может нанести вред всему населению или отдельной его части, если будет производить в качестве "побочных продуктов" антиблага, имеющие для потребителей антиполезность.
Внешним эффектом называется воздействие, которое оказывает производство или потребление одного блага на производство или потребление другого.
Как правило, внешние эффекты возникают из-за того, что какие-то материальные результаты процесса производства или потребления распространяются за пространственные пределы фирмы или домашнего хозяйства.
Внешний эффект может быть антиблагом, если он оказывает неблагоприятное воздействие на потребление или производство.
Представьте, что фирма, которая занимается обжигом кирпичей, выбрасывает в атмосферу большое количество черного дыма. В этом случае она может нанести вред фирмам, находящимся неподалеку и занимающимся производством благ, которому может помешать этот дым (например, производством продуктов питания). Если неподалеку от этого завода находятся жилые дома, то такое же отрицательное воздействие может быть оказано на белье, которое домохозяйка решила высушить на открытом воздухе (рис. 6.1.6).
Обратите внимание: "вредное" производство кирпичей осуществляется по желанию потребителей (предъявляющих спрос на дома, которые строятся из этих кирпичей). Рынок честно обеспечивает производство этих домов, но побочным результатом этого является вред, наносимый потребителям и фирмам.
Внешний эффект может быть благом, если он оказывает благоприятное воздействие на производство или потребление. Например, если одна фирма занимается разведением пчел, а другая фирма неподалеку выращивает яблоки, то обе фирмы оказываются взаимно полезными. Пчелы первой фирмы будут собирать нектар на деревьях второй фирмы и при этом будут увеличивать урожай яблок за счет более качественного опыления.
Создаваемые фирмами внешние эффекты в большинстве случаев являются антиблагом, так как практически невозможно выбросить в атмосферу что-то, улучшающее ее качество (для населения важно именно ее природное состояние), или создать приятный шумовой эффект.
Кроме того, внешние эффекты могут возникать непосредственно между процессами потребления. Они могут быть благоприятными - например, потребитель, слушающий приятную музыку, которая нравится его соседям, или собирающий во дворе опавшие листья, которые нужны ему для удобрения цветочной клумбы, но мешают ходить всем остальным жителям окрестных квартир. А могут быть и неблагоприятными - например, потребитель, слушающий музыку, которая не нравится его соседям, или выгуливающий во дворе собаку, которая гадит где попало.
Рынок не в состоянии устранить неблагоприятные внешние эффекты, так как не может назначить плату за их "непоявление". Во-первых, в некоторых случаях предотвращение выброса просто невозможно без прекращения производственного процесса вообще. Фирма может не согласиться на это, так как выпуск блага приносит ей большую прибыль. Во-вторых, предотвращение внешнего эффекта или хотя бы его сокращение может потребовать больших затрат. Даже если это выгодно многим потребителям или фирмам, рынок не сможет организовать сбор денег на это, так как устранение внешнего эффекта схоже с общественным благом.
Необходимость защитить любого потребителя или фирму от антиполезных внешних эффектов является еще одной причиной вмешательства государства в хозяйство.
Перераспределение дохода
Еще одна причина вмешательства государства в развитие рыночного хозяйства заключается в том, что рынок не может обеспечить всех людей достаточным для их жизни доходом.
Во-первых, в хозяйстве существуют люди, частично или полностью не способные к труду и не входящие в рабочую силу, - это пожилые, несовершеннолетние, больные или инвалиды. Эти люди не могут предложить хозяйству ничего в обмен на доход, и поэтому общество (которое не хочет, чтобы его члены умирали от голода) вынуждено поддерживать их существование. Чтобы организовать эту поддержку, необходимо вмешательство государства, которое (как и в случае с общественными благами) обеспечит сбор необходимых средств и передачу их нуждающимся.
Во-вторых, причиной вторжения государства может быть дефицит благ первой необходимости (питания, топлива и т. д.), возникший в результате чрезвычайной ситуации. Например, из-за сильного неурожая может резко сократиться количество произведенного хлеба. Естественной реакцией рынка будет сильное увеличение его цены. В результате часть населения, обладающая сравнительно небольшим доходом, вообще не сможет купить это благо. В этом случае государство может вмешаться и взять торговлю хлебом под свой контроль - установить норму потребления хлеба и разрешить каждому человеку покупать хлеб в пределах этой нормы по низкой цене (то есть ввести карточки). Точно так же государство может контролировать потребление других важных благ (например, в случае войны - ресурсов для производства вооружения).
Создание "правил игры"
Рыночное хозяйство предполагает свободу в выборе своего поведения для фирм и населения. Однако полная свобода означает возможность того, что одни экономические агенты, если им представится возможность, могут притеснять других или вести себя "нечестно".
Например, если один человек захватит запас какого-либо ресурса, он сможет сильно завысить его цену, и это будет крайне невыгодно для всех остальных членов хозяйства.
Для предотвращения подобных случаев, государство может создать "правила игры", которые должны будут соблюдать все люди и фирмы.
1. Создание хозяйственного законодательства, которое упорядочивает деятельность фирм и населения. Хозяйственное законодательство может контролировать честность заключения и выполнения сделок, соблюдение прав собственности на ресурсы или блага, отношения фирмы и ее работников, правила создания фирм, кредитования, деятельности банков и т. д.
2. Необходимо исключение недобросовестной конкуренции между фирмами. В борьбе за потребителя наряду с предложением более выгодных цены и качества фирмы могут прибегнуть к нечестной политике - завышению потребительских качеств своего товара или распространению информации, порочащей другие фирмы. В частности, необходимо следить за тем, чтобы в отраслях не возникала монополия, злоупотребляющая своим положением и повышающая цену своего продукта.
3. Наконец, необходимо обеспечение денежного обращения. Денежная система - это тоже своего рода общественное благо, которое приносит огромную пользу всем участникам хозяйства и повышает эффективность всего хозяйства. Но создание этой системы может требовать централизованного контроля.
Таким образом, государство выполняет ряд важных функций: создание общественных благ, перераспределение и создание "правил игры". Для этого государство собирает специальный фонд, который называется бюджетом, и с его помощью выполняет все свои функции. Способам получения и расходования денег бюджета и посвящены следующие два параграфа.

Безопасность и развитие хозяйства
Безопасность была первым общественным благом, которое понадобилось людям, и проблемы, связанные с его обеспечением, долгое время влияли на развитие хозяйства. Вот несколько примеров.
Где устроить рынок?
В средневековой Европе было много независимых государств, каждое из которых распадалось на удельные княжества или поместья, что вызывало существенный беспорядок в вопросах обеспечения безопасности. Поэтому рынок как "место встречи" всегда тяготел в те местности, где были власть и порядок. Как писал один историк по этому поводу:
" ...купцы не любили таких рынков и ярмарок, которые образовывались сами собою и не имели никакого сильного покровителя. В ту пору шутить с этим не приходилось. Собрались купцы, раскрыли возы, а хищный рыцарь тут как тут. Налетел со своими людьми, ограбил купцов и был таков. Кому жаловаться?
Иначе дело обстояло, когда рынок основывался по уговору или просто по желанию какого-нибудь барона на его земле и под его покровительством. Ограбить такой рынок было уже делом небезопасным, ибо за купцами стоял сильный барон".
Во многих случаях главным фактором в успехе рынка оказывалась именно безопасность, а не другие традиционные "выгоды" - например, пересечение дорог или рек, близость морского порта и т. д.
Происхождение городов
Само слово "город" уже позволяет понять происхождение этого способа общежития. Оно происходит от слова "городить", "ограда" и представляет собой именно стены, ограждающие поселение. Во многих западных языках слова, обозначающие город, - bourg, castra - тоже происходят от "ограды".
Поскольку город довольно часто возникал вокруг поселения именно торговцев, первые города в буквальном смысле представляли собой стены и рынок. При этом рыночное право, которое регулировало отношения между купцами, постепенно превращалось в городское право, регулирующее отношения между горожанами. А рыночный суд, который разбирал конфликты при заключении сделок, превращается в городской суд.
Собиравшиеся на рынок ремесленники могли задерживаться на нем надолго, и таким образом в городе появлялись поселения различных производителей (на Руси они назывались посады или слободы).
Караван - "безопасность в складчину"
Торговля на дальние расстояния всегда была сопряжена со значительными опасностями, главнейшая из которых - угроза нападения пиратов или разбойников. Дело осложнялось тем, что грабители действовали на нейтральной или плохо контролируемой территории, где общественное благо "безопасность" не производилось ни одним государством.
Отдельному купцу оплатить конвой, способный уберечь от разбойников, было невозможно. Поэтому единственным выходом была покупка безопасности "в складчину" несколькими купцами, которые отправлялись в путь вместе под охраной общего конвоя. Такой совместный отряд купцов, который назывался караваном, обеспечивал обыкновенную экономию от масштаба при производстве безопасности. Существовали караваны сухопутные (обоз купцов с товарами и вооруженные всадники) и морские (торговые суда, охраняемые военными кораблями).
Союзы городов - борьба за безопасность
В средние века появляется еще один любопытный институт - организации торговых городов, которые должны были обеспечить порядок и безопасность на некоторой территории.
Например, в 1243 г. возник Ганзейский союз немецких городов (Любек, Гамбург, Бремен, Штаде, Кёльн и др.), предназначенный для взаимной защиты от разбойников. Этот союз торговцев стал выполнять те функции государства, которых купцам не хватало для нормальной торговой деятельности. Например, Ганза посылала свои эскадры для борьбы с пиратами на побережье Европы. Контролировала королей, которые осмеливались нарушать права собственности, например норвежского короля, которого в 1248 г. обложили блокадой и заставили вести себя хорошо. Ганза сама вырабатывала "правила игры" для торговли, для чего в г. Любек собирались представители городов и принимали кодекс (устав), регулировавший заключение сделок, найм судов и т. д.


Вопросы для размышления
1. Определите общественные блага, которыми пользуетесь вы и ваши знакомые.
2. Можно ли придумать какой-нибудь механизм, который позволит рынку назначать цену за использование общественных благ? За непоявление неблагоприятного внешнего эффекта? div class=smalltext>3. Могут ли некоторые "правила игры" все-таки возникать без вмешательства государства?
4. В чем плюсы и минусы перераспределения доходов?
5. Могут ли существовать общественные антиблага?