В поисках совершенной конкуренции
Совершенную конкуренцию в реальном хозяйстве найти очень непросто, так как для ее существования необходимы два условия: 1) отсутствие выгоды в укрупнении размера фирмы, что делает возможным существование множества фирм и облегчает "вход" (для маленькой фирмы нужен небольшой капитал); 2) невозможность для отдельной фирмы сделать свое благо неоднородным (отличающимся от продукции конкурентов).
Можно привести два примера, когда в результате сочетания всех этих условий наблюдалась практически совершенная конкуренция.
Производство сельскохозяйственных продуктов
Во-первых, производство сельскохозяйственной продукции ничуть не выигрывает, если его осуществлять в большой фирме. Никакого эффекта экономии от масштаба производства не наблюдается, а затраты на управление возрастают. Как писал российский экономист А. В. Чаянов, "человек не может солнечные лучи, падающие на сто десятин, собрать в одну", а это значит, что большие фирмы в сельском хозяйстве будут занимать очень большие территории и будут плохо управляемы.
Поэтому наиболее эффективная форма организации сельскохозяйственного производства = это относительно небольшие предприятия, в которых вообще нет никакого управленческого аппарата, а есть только владелец фирмы, который сам обрабатывает свое поле, в лучшем случае используя труд нескольких подсобных рабочих.
Во-вторых, затраты на "вход" в такую отрасль относительно невелики, так как фермерский капитал обычно включает стоимость относительно недорогих инструментов и построек. Гораздо более важным элементом является опыт сельскохозяйственного производства, и поэтому быстро увеличиться количество фермеров не может. Но в "достаточно" длительном периоде со временем ничто не мешает увеличиться числу фирм в этой отрасли до сколь угодно большого значения.
В-третьих, большинство продуктов сельского хозяйства действительно однородны. Пшеница, выращенная в Краснодарском крае, ничем не отличается от пшеницы, собранной в Курской области.
Наконец, современный транспорт делает возможным конкуренцию производителей, разбросанных по огромной территории. Например, в США существуют несколько миллионов фермеров, действующих практически в условиях совершенной конкуренции.
Транспортные услуги
Другим примером такой отрасли, в которой может существовать совершенная конкуренция, является отрасль "транспортные услуги".
Рынок услуг частных такси. В некоторых городах различных стран (в том числе России) организовать фирму по перевозке пассажиров может любой человек, владеющий легковой машиной и купивший лицензию на этот вид деятельности. Такая фирма будет состоять всего из одной машины и одного водителя. "Вход" в такую отрасль является достаточно легким. Обычно в любом городе находится достаточно людей, уже имеющих машины, но по каким-то причинам не имеющих выгодной работы. Эти люди легко могут использовать свою машину для создания фирмы по перевозке пассажиров (все затраты для выхода на рынок будут складываться из покупки лицензии и изображения "шашечек" на какой-либо части машины).
Другое дело, когда с частниками начинает успешно конкурировать таксомоторный парк. Если он способен обеспечить более дешевое обслуживание машин, у него появляется выигрыш в затратах и он может назначать более низкие цены.
Рынок грузовых перевозок. На этом рынке фирма тоже может состоять из одного человека и одного грузовика, который занимается перевозкой какого-либо сырья или готовой продукции по заказу других фирм. Конечно, затраты "входа" на этот рынок несколько выше, чем аналогичные затраты частных таксистов, = ведь придется покупать грузовик. Но для этого можно купить подержанную машину или воспользоваться кредитом под залог своего имущества.
В частности, такие перевозки распространены в США, где они обслуживают уже упомянутый рынок сельскохозяйственной продукции. Крупные транспортные компании также существуют, но они занимаются долгосрочными и большими контрактами с крупными производителями, постоянно нуждающимися в доставке сырья или отправке готового продукта. Бизнес же "частников" основан на случайных заказах (фермер вывозит свой урожай не каждый день, а несколько раз в году, поэтому спрос со стороны фермеров носит периодический характер). В США существует около трех десятков тысяч таких фирм, и рынок их услуг также приближается к совершенной конкуренции.
|