economicus.ru

§ 5. Сдвиги равновесия
Изменение "прочих равных". Изменение спроса. Сдвиг кривой. Причины изменения спроса. Изменение вкусов. Мода. Сезонный спрос. Изменение доходов. Нормальное благо и благо низкого качества. Изменение численности потребителей. Изменения на рынках других благ. Изменение предложения. Сдвиг кривой. Причины изменения предложения. Хороший или плохой урожай. Изменение качества, цен ресурсов и количества производителей.
Равновесие на рынке отдельного блага зависит от соотношения спроса и предложения. Следовательно, при изменении условий, определяющих положение кривых спроса и предложения (изменении "прочих равных"), равновесие на рынке тоже должно измениться. Давайте проследим влияние этих условий на рыночное равновесие.

Изменение спроса

Изменение спроса означает изменение функции спроса, при котором всем возможным значениям цены блага уже соответствуют другие значения объема спроса.
Увеличение спроса означает, что при всех значениях цены блага покупатели согласны купить большее количество блага, чем ранее, а это выражается в смещении кривой спроса вправо (рис. 2.5.1, а). Например, при ценах Р1 и Р2 покупатели предъявят спрос уже не Q1 и Q2, а Q-1 и Q-2.
Уменьшение спроса означает, что при всех возможных значениях цены блага потребители пожелают приобрести меньшее количество блага, а это равносильно сдвигу кривой спроса влево (см. рис. 2.5.1, б). Например, при ценах Р1 и Р2 покупатели предъявят спрос уже не Q1 и Q2, а Q-1 и Q-2.
А теперь давайте рассмотрим возможные причины сдвига кривой спроса.

Причины изменения спроса

На рынке потребительских благ население приобретает блага для непосредственного потребления и получения определенного удовлетворения (полезности). Поэтому спрос может измениться при изменении желаний или возможностей потребителей.
1. Изменение вкусов потребителей. Изменение готовности потребителей покупать различные блага может произойти в результате изменения их вкусов (предпочтений). Причины же изменения вкусов могут быть самыми разными.
Во-первых, может появиться новая информация о потребляемом благе, которая вызовет изменение отношения к нему потребителей.
Например, если станет известно, что в сыре содержится большое количество холестерина, который вреден для здоровья, то многие потребители захотят отказаться от потребления этого блага. Это будет означать сдвиг кривой спроса на сыр влево (при тех же самых ценах на это благо будет предъявлен меньший спрос) и переход равновесия из точки E1 в точку E2 (рис. 2.5.2).
Во-вторых, причиной изменения вкусов потребителей может быть такое интересное явление, как мода. Мода означает последовательную смену предпочтений населения между различными благами = особенно в фасонах одежды, хотя мода может существовать на питание, жилище, транспорт и вообще на любые блага.
Предположим, что на рис. 2.5.3 изображен рынок женских шляпок, равновесие на котором установилось в точке E1. Постепенно шляпки, которые до этого не пользовались особой популярностью, входят в моду, что означает сдвиг кривой спроса вправо (при тех же ценах потребители согласны покупать больше шляпок, чем раньше). Равновесие смещается в точку E2. При этом цена на шляпки увеличивается и производители предлагают к продаже большее количество блага.
В-третьих, изменение предпочтений может произойти также и в случае изменения климатических условий. В принципе, такие изменения могут происходить постоянно = со сменой времени года. Таким изменениям, которые называют сезонными, в наибольшей степени подвержен спрос на одежду. Например, кривая спроса на женские сапоги будет всегда смещаться вправо с наступлением осени и смещаться влево с наступлением весны.
Но это может быть не только одежда, но и другие блага. Кривая спроса на лыжи будет смещаться вправо зимой и влево летом. Кривая спроса на дрова будет тоже смещаться вправо с началом холодов и влево = с потеплением.
2. Изменение дохода потребителей при прочих равных приводит к увеличению покупательных возможностей потребителей и, следовательно, тоже может привести к сдвигу кривой спроса. Но направление сдвига может быть различным.
Спрос на те блага, которые люди потребляют в недостаточном, по их мнению, количестве, при увеличении доходов будет расти. Например, потребители будут увеличивать покупки дорогих и высококачественных продуктов питания, одежды и т. д. Увеличение спроса будет выражаться в сдвиге кривой спроса вправо (как на рис. 2.5.3). Такие блага, спрос на которые при увеличении дохода растет, называются нормальными благами.
Однако при росте дохода спрос на благо может также и уменьшаться. Это происходит в том случае, если потребитель переключается на другое благо, которое может заменить это благо, удовлетворяя ту же потребность (как правило, это более качественные и дорогие продукты). Например, потребители будут уменьшать покупки дешевого сыра и увеличивать покупки более дорого и вкусного. Уменьшение спроса будет выражаться в сдвиге кривой спроса влево (как на рис. 2.5.2).Такие блага, спрос на которые при увеличении дохода уменьшается, называются благами низкого качества.
Следует заметить, что определения "нормальное благо" и "благо низшего качества" не относятся к самим благам, а определяют отношение потребителей к этим благам при определенных условиях (доходах, ценах и наличии различных продуктов). Одно и то же благо с развитием хозяйства может превращаться из нормального в благо низкого качества. Например, после появления натуральных фруктовых соков без консервантов все консервированные соки становятся благами низкого качества.
3. Изменение численности потребителей также может повлиять на рыночный спрос на любое благо. Например, в результате приезда в страну по каким-то причинам иммигрантов (скажем, беженцев из других стран) увеличится спрос на многих рынках благ, так как дополнительные потребители тоже хотят потреблять блага. Кривые спроса на эти блага сместятся вправо.
В принципе, постепенное увеличение численности потребителей происходит постоянно в результате естественного прироста населения, но этот процесс проходит очень медленно, и одновременно с ним успевают измениться и условия предложения.

Изменение предложения

Изменение предложения означает изменение функции предложения, при котором всем возможным значениям цены блага будет соответствовать другое значение объема предложения.
Увеличение предложения означает, что при всех значениях цены блага производители согласны поставить на рынок большее количество блага, чем ранее, а это означает, что кривая предложения смещается вправо.
Например, при ценах Р1 и Р2 производители вынесут на рынок уже не Q1 и Q2, а Q-1 и Q-2 (рис. 2.5.4, а).
Уменьшение предложения означает, что при всех возможных значениях цены блага производители захотят произвести и доставить на рынок меньшее количество блага, а это равносильно сдвигу кривой предложения влево.
Например, при ценах Р1 и Р2 производители доставят на рынок уже не Q1 и Q2, а Q-1 и Q-2 (рис. 2.5.4, б).
Какие причины могут вызвать сдвиг кривой предложения?

Причины изменения предложения

Положение кривой предложения зависит от множества факторов, которые мы предполагали заданными. К ним относятся все факторы, определяющие технологию производства, цены ресурсов, а также численность производителей. Давайте рассмотрим их по порядку.
1. Изменение качества используемых ресурсов приводит к изменению затрат на производство и (как следствие) готовности производителей предлагать к продаже блага.
Может произойти обнаружение нового природного ресурса, превосходящего по качеству используемые, например открытие нового месторождения руды с необычайно высоким содержанием металла. Кривая предложения всех благ, производство которых требует этого металла (вследствие снижения стоимости его производства), сдвигается вправо.
Кроме этого, в сельском хозяйстве существует такой "ресурс" (как вы помните из § 3 главы 1), который имеет постоянно меняющееся качество, = "ресурс" погодные условия. В зависимости от качества этого "ресурса" производители сельскохозяйственной продукции могут получать при одних и тех же затратах различные результаты.
Например, неожиданные морозы в момент цветения яблонь могут погубить большую часть урожая, и кривая предложения яблок сместится на значительное расстояние влево (рис. 2.5.5). В результате яблоки заметно повысятся в цене.
Хороший урожай любой культуры, наоборот, смещает кривую предложения вправо, и цена ее падает. Поскольку погодные условия из года в год колеблются возле некоторого среднего уровня, кривая предложения тоже постоянно смещается вокруг некоторого "среднего" положения.
2. Изменение цен используемых ресурсов тоже может привести к сдвигу кривой предложения. Увеличение цен ресурсов обычно приводит к уменьшению предложения, и наоборот.
Например, подорожание муки приведет к смещению влево кривой предложения хлеба, так как его производство будет обходиться дороже и продавцы согласятся поставлять определенное количество хлеба только в том случае, если его цена будет выше. И наоборот, понижение цены муки сделает производство хлеба более дешевым, и поэтому кривая предложения сместится вправо.
Изменение цен некоторых видов сельскохозяйственного сырья может приводить к изменениям сразу на нескольких рынках потребительских благ. Например, неурожай сахарного тростника может повлечь за собой подорожание сахара, а это приведет к повышению цен на многие продукты питания, в производстве которых используется это сырье.
3. Изменение количества производителей некоторого блага тоже приведет к сдвигу кривой предложения этого блага. В случае с рынком булочек мы предполагали, что производителям других благ требуется время, чтобы начать производство булочек, и поэтому в течение двух недель можно считать численность производителей заданной.
А что произойдет, если по каким-то причинам через две недели число булочников увеличится? Кривая предложения сместится вправо, так как при любой цене на рынок булочек будут работать уже не десять производителей, а больше и объем предложения, конечно же, будет больше. Соответственно, уменьшение численности производителей (требующее намного меньшего времени, чем ее увеличение) уменьшит предложение, и кривая предложения блага сместится влево.
Вот мы и перечислили все основные причины, приводящие к сдвигу кривых спроса и предложения. Остается сказать, что кривые спроса и предложения могут смещаться одновременно, и в этом случае изменение цены и количества зависит от сравнительной величины сдвига двух кривых.

Парадокс сельского хозяйства
Практически в любом хозяйстве с более или менее развитым разделением труда, где каждый производитель работает на рынок, существует любопытная и на первый взгляд непонятная закономерность, которая получила название парадокса сельского хозяйства. Она заключается в том, что фермерам не выгоден хороший урожай...
На первый взгляд это совершенно непонятно. Ведь фермеры (производители сельскохозяйственной продукции) живут за счет продажи продукта своего труда, а от урожая зависит их производительность. Следовательно, при хорошем урожае любое количество продукта может быть произведено с меньшими усилиями или, наоборот, те же усилия дадут больший продукт. Так почему же хороший урожай не выгоден фермерам? И причем не просто невыгоден, а может даже разорить их или обречь на голод...
Все дело в форме кривых спроса и предложения на их продукцию. Вы уже знаете, что кривые спроса на блага первой необходимости, как правило, имеют очень крутой наклон (другими словами - почти вертикальны). Кривая спроса на хлеб является лучшим примером такого положения, ведь, как правило, потребность в хлебе имеет четко ограниченные размеры и удовлетворяется полностью. Поэтому повышение цены хлеба не вызывает значительного уменьшения спроса, а уменьшение цены не заставляет покупать хлеба больше, чем ранее. Поэтому кривая спроса на хлеб для всего хозяйства в целом (предположим, что существует только один рынок хлеба) имеет вид, соответствующий кривой D на рис. 2.5.7.
Кривая предложения сельскохозяйственной продукции зачастую тоже почти вертикальна. Ведь все, что произведено, должно быть продано (иначе испортится и пропадет) - следовательно, уменьшение цены не вызывает значительного уменьшения предложения (небольшое уменьшение может произойти, если фермеры решат оставить дополнительное количество зерна для своего производственного потребления). Но и рост цены не вызывает увеличения предложения, так как увеличить размер уже собранного урожая невозможно. Поэтому кривая предложения обычно очень неэластична (кривая S1 на рис. 2.5.7).
Предположим, что положение кривой S1 соответствует среднему (ни плохому, ни хорошему) урожаю, который наблюдается в большинстве случаев, и поэтому точка E является обычным равновесием для рынка хлеба. Поскольку фермеры не знают, какими будут погодные условия, они рассчитывают на нормальный урожай и засеивают свои поля в обычном размере. Следовательно, цена, которую рассчитывают получить фермеры, равна P.
Что происходит при хорошем урожае? Благоприятные погодные условия приводят к тому, что фермеры собирают больше того, на что они рассчитывали. Поскольку каждый из них попытается продать свой урожай, чтобы получить необходимую для покрытия затрат выручку, кривая предложения сместится вправо до положения S2. При этом цена на зерно должна будет значительно упасть (в 2-3 раза), чтобы рынок смог "поглотить" все предложение фермеров. Подобное падение цены может означать для фермеров убытки или даже полное разорение. Чем лучше урожай, тем дальше вправо сместится кривая предложения и тем большим будет размер ущерба для фермеров.
И наоборот, плохой урожай зерна будет выгоден фермерам, так как он смещает кривую предложения влево и может значительно (в 2-3 раза) поднять цену их продукции.
Остается заметить, что этот парадокс действует только для благ, спрос на которые очень слабо чувствителен к изменениям цены. На дорогие фрукты, например, кривая спроса имеет гораздо менее крутой наклон, и как следствие плохой или хороший урожай будут иметь гораздо менее заметные последствия для производителей этого блага.


Вопросы для размышления
1. Придумайте несколько примеров сезонного изменения спроса на любые блага, кроме одежды.
2. На какие рынки и каким образом повлияет неурожай кофе?
3. Может ли одно событие привести к сдвигу одновременно и кривой спроса, и кривой предложения на рынке какого-либо блага?
4. Какие события могут привести к исчезновению рынка какого-либо блага или появлению нового?
5. Можно ли придумать какой-либо механизм смягчения губительных последствий колебаний урожайности для фермеров?