economicus.ru

§ 3. Предложение
Совокупность производителей. Предложение. Готовность предлагать к продаже определенное количество блага в зависимости от его цены. Функция предложения. Как изобразить предложение? Таблица. Ее преимущества и недостатки. Графики. Кривая предложения. Положительный наклон. Увеличение цены вызывает увеличение предложения. Разные затраты на производство. Ограниченные возможности увеличения производства. Разное отношение к производству. Нулевое предложение и максимальное предложение.
А теперь давайте обратимся к другой стороне любого рынка=== продавцам и посмотрим, чем характеризуется их поведение. Для этого мы можем воспользоваться теми же методами, которые мы использовали в предыдущем параграфе.
Пусть это будет опять рынок булочек, хотя все основные выводы о поведении продавцов этого блага будут справедливы по отношению к продавцам любого другого.
Предположим, что в хозяйстве существует некоторое число пекарей, которые покупают необходимые им ресурсы (муку, соль, сахар, дрожжи и т. д.), имеют некоторый объем производственных мощностей (печей, помещений), изготавливают с помощью этих ресурсов булочки и продают их на рынке.
От чего зависит число продавцов на рынке? Этот вопрос мы обсудим подробно в главе 3, а сейчас просто предположим, что в==данный момент в нашем воображаемом хозяйстве существует ровно десять производителей булочек, у которых уже есть необходимое оборудование и опыт, а само производство у каждого из них налажено. Производители других благ могут начать выпуск булочек, но для этого им требуется некоторое время = скажем, две недели = на приобретение оборудования, учебу и налаживание выпуска продукции. Поскольку мы рассмотрим предложение булочек в течение дня, эту возможность увеличения числа производителей булочек можно считать несуществующей.

Предложение

Предложением называется готовность производителей предлагать к продаже определенные количества блага в зависимости от его цены.
Обратите внимание, что здесь, как и в случае со спросом, предполагается не просто желание, а именно готовность производителей предлагать блага к продаже (то есть действительное предложение).
А от чего зависит количество булочек, которое эти пекари захотят произвести и предложить к продаже? От чего зависит предложение?
Оно зависит от условий производства каждого пекаря = уровня технологии производства, его квалификации, цен ресурсов и, конечно же, от цены булочек. Предположим, что все переменные, кроме последней, нам заданы и измениться не могут, и исследуем, как зависит предложение от цены булочек при прочих равных.
Каждому значению цены булочек будет соответствовать некоторый определенный объем предложения. Эта зависимость объема предложения некоторого блага от цены называется функцией предложения. Каким образом мы можем ее записать? У=нас есть уже известные вам альтернативы.

Таблица
Чтобы изобразить зависимость между ценой булочек и их предложением, можно воспользоваться таблицей. В одной колонке записывается цена блага (таблица 2.3.1), а в другой = объем предложения в единицу времени (в данном случае это день). Как видно из таблицы, при увеличении цены объем предложения увеличивается. Если при цене 5 рублей за булочку продавцы согласны произвести и продать 200 булочек, то при цене 10 рублей = уже 2=000 булочек, а при цене 25 рублей== 4=100 булочек.
Таблица 2.3.1
Цена,
руб/шт
Объем
предложения,
штук в день
35
30
25
20
15
10
7
5
3
0
4650
4500
4100
3600
2800
2000
1000
200
0
0


В данном случае использование таблицы имеет те же недостатки, что и при передаче информации о функции спроса. Подробная информация оборачивается громоздкостью, да и скорость изменения предложения при изменении цены плохо различима.

График

На рис. 2.3.1 изображена та же система координат, что и на рис. 2.2.1, имеющая такие же масштаб и наименования осей. На вертикальной оси откладывается цена булочек, а на горизонтальной = их количество. Но в данном случае это количество уже представляет собой не объем спроса, а объем предложения булочек в неделю.
Предположим, что функция предложения булочек нам известна (мы знаем, какое количество булочек будет предложено при том или ином значении их цены). Нанесем эту зависимость на график.
Возьмем, к примеру, цену 10 рублей. По этой цене производители произведут и привезут на рынок в день 2=000 булочек. Поэтому мы можем поставить на плоскости точку В, которая и покажет, что по цене 10 рублей будет предложено 2=000 булочек.
Возьмем цену 20 рублей. По этой цене будет произведено 3=600 булочек. И мы можем поставить на плоскости точку Г, которая и приведет в соответствие эти величины.
Так как мы знаем объем предложения при любом значении цены, мы можем перебрать все возможные значения цены и поставить на плоскость по одной точке, которые поставят в соответствие любому значению цены определенный объем предложения. В результате у нас получится некоторая кривая, которая называется кривой предложения.
Кривая предложения показывает, какое количество блага будет доставлено на рынок производителями при той или иной цене при прочих равных.
Обратите внимание, что кривая предложения булочек имеет положительный наклон (повышается слева направо). Это значит, что увеличение цены вызывает увеличение предложения. Или, наоборот, увеличение предложения требует повышения цены. Чем можно объяснить эту закономерность, которую иногда еще называют законом предложения?
Обратите внимание, что у производителей другая реакция на изменения цены блага, чем у потребителей. Последним выгодно уменьшение цены, и поэтому они увеличивают объем потребления. А производителям = наоборот. Им выгодно производить больший объем блага, только если цена его будет повышаться. Существуют две причины этой зависимости.
Во-первых, все производители могут производить это благо с=разными средними затратами. При невысокой цене на рынок выйдут только те, кто может производить это благо с относительно небольшими затратами, а другие откажутся производить его, так как цена не будет покрывать их затраты. При более высоких ценах и другие производители захотят производить это благо, и предложение увеличится.
Во-вторых, предложение отдельных производителей тоже может меняться, и отдельный производитель будет предлагать больше булочек, если их цена увеличивается. Каким образом? Он может работать большее количество часов в день. Конечно, ему это сделать будет несколько труднее, и именно поэтому цена должна расти для того, чтобы заставить отдельного производителя изготавливать больше булочек.
Таким образом, при некотором низком значении цены (например, 3 рубля) всего один или два производителя будут согласны произвести небольшое количество булочек. При несколько более высоких ценах другие производители булочек тоже захотят выпускать это благо, а прежние производители захотят увеличить свой выпуск. А при еще больших ценах (например, при цене 25 рублей) уже все производители станут выпускать булочки.
Обратите внимание, что предложение не может увеличиваться бесконечно. При достаточно высоких ценах (например, при цене 35 рублей) все производители булочек выйдут на рынок и будут производить максимальное количество, на которое они способны. Никакое увеличение цены не вызовет дальнейшего увеличения выпуска, так как это просто невозможно. Все булочники уже работают на пределе своих производственных возможностей и увеличить выпуск булочек физически не могут.
Таким образом, существует максимальный объем предложения блага, который может появиться на рынке в течение заданного промежутка времени при данном количестве производителей этого блага и количестве орудий труда в их распоряжении. В нашем случае это 4=650 булочек в день. Кривая предложения в этой точке становится вертикальной = при дальнейшем росте цены предложение не увеличивается.
Спрос тоже имеет максимальное значение, и кривая спроса пересекает в соответствующей точке горизонтальную ось (максимальный спрос достигается при цене, равной нулю). Кривая предложения постепенно подходит к максимальному значению предложения, и сложно сказать, при каком значении цены предложение достигает своего максимального объема.
Также у предложения есть минимальный объем и нулевой объем = при падении цены ниже некоторого уровня (в данном случае это 5 рублей) последний продавец откажется от производства блага (он производил 200 булочек) и объем предложения упадет до нуля.
Обратите внимание, что кривая предложения может не пересекать вертикальную ось и обрываться на некотором расстоянии от нее, которое и соответствует минимальному объему предложения (объему выпуска последнего производителя). В отличие от кривой спроса, которая подходит к вертикальной оси на расстояние, соответствующее одной единице блага, от приобретения которой отказывается при этой цене самый богатый или настойчивый потребитель.
Положение кривой предложения зависит от множества факторов, которые мы предположили заданными, = от количества производителей булочек, их производительности труда, цен на ресурсы. При изменении любого из этих условий кривая предложения изменит свое положение, но мы рассмотрим этот процесс и его последствия в § 5 этой главы. А сейчас предположим, что никакое из перечисленных условий измениться не может, и кривая предложения задана однозначно.

Как может выглядеть кривая предложения?
Объем предложения тоже может обладать разной чувствительностью к изменению цены = в зависимости от факторов, определяющих функцию предложения.
Если рассмотреть очень короткий промежуток времени, когда товар уже произведен и привезен на рынок (так называемый мгновенный период), предложение может оказаться абсолютно неэластичным по цене.
В любом случае продавцы не смогут привезти дополнительное количество блага на рынок из-за отсутствия времени. И поэтому никакое увеличение цены этого блага не вызовет рост объема его предложения.
Кроме этого, в некоторых случаях предложение может быть неэластичным и в сторону уменьшения, если продавцы готовы продать весь объем произведенного блага по любой цене.
Например, если благо является скоропортящимся, его действительно нужно обязательно продать по любой цене = иначе оно потеряет свои качества и его вообще нельзя будет продать. Поэтому предложение будет абсолютно неэластичным и кривая предложения будет выглядеть так, как показано на рис. 2.3.3.
Правда, если благо не является скоропортящимся, производители могут отказаться продавать его при ценах ниже некоторого значения и предложение в этом диапазоне цен будет эластичным.
Если благо еще не произведено и производители могут решать, какой объем им произвести, но не могут изменить количество своего оборудования (случай, рассмотренный в параграфе, = так называемый короткий период), то форма кривой предложения будет зависеть от указанных факторов = от соотношения минимальных цен, по которым отдельные производители согласны выпускать продукцию и от возможности увеличивать производство сверх этого минимального объема.
Предложение может быть высокоэластичным, если производители могут легко увеличивать объем производства без значительного увеличения затрат (рис.=2.3.4). Последнее возможно либо в случае неограниченности производственных мощностей (что маловероятно, так как рациональные производители не будут создавать себе большой запас неиспользуемого оборудования). Либо в случае, когда мы рассматриваем предложение в длительном промежутке времени (например, в=течение года) и производители могут успеть изменить этот запас производственных мощностей и увеличить объем предложения. Также в длительном промежутке времени может просто измениться количество производителей этого блага, и тогда объем предложения тоже может сильно вырасти.
Кроме этого, эластичность предложения зависит от соотношения минимальных цен, при которых каждый производитель решает начать производство блага (а это зависит от величины затрат производителей). Если у всех производителей разные условия производства, то они будут выходить на рынок при разных значениях цены и кривая предложения в этом диапазоне цен будет иметь положительный наклон (как на рис. 2.3.1). Причем если разброс этих минимальных цен предложения небольшой, то в этом диапазоне изменения цены предложение будет высокоэластичным (как на рис. 2.3.4).
Если же минимальные цены, при которых выгодно производить хоть какое-то количество блага, у всех производителей одинаковые, то объем минимального предложения на рынке будет относительно большим (рис. 2.3.5). Все производители будут одновременно выходить на рынок при повышении цены до некоторого значения Рmin, и объем предложения будет изменяться скачком от нуля до Qmin. И наоборот, при падении цены ниже Рmin производители одновременно будут уходить с рынка и объем предложения будет падать до нуля.


Вопросы для размышления
1. Как может зависеть форма кривой предложения некоторого блага от численности производителй этого блага в хозяйстве?
2. Может ли кривая предложения выходить из начала координат или из какой-нибудь точки на горизонтальной оси?
3. Как будет выглядеть кривая предложения, если производство единицы блага требует больших затрат (например, кривая предложения кораблей)?
4. Как будет выглядеть кривая предложения блага в мгновенном периоде, если продавцы (частично или полностью) отказываются продавать благо по цене ниже некоторого значения Р*?
5. Может ли при каких-то условиях кривая предложения(хотя бы на некотором участке) иметь отрицательный наклон?