economicus.ru

§ 9. Деньги
Бартер. Натуральный обмен. Его неудобства. Трансакционные затраты (поиск партнера и совершение сделки). Высокие трансакционные затраты в условиях бартера. Преграда развитию хозяйства. Появление денег. "Посредник" в обмене. трудности сознательного создания денег. Стихийное появление денег = выделение универсального блага. Его свойства (делимость, ценность на единицу объема, портативность, сохраняемость). Бумажные деньги. Рынок и цена. Цена = количество денежных единиц, уплачиваемых за единицу блага.
Разделение труда и обмен являются выгодными для общества, так как благодаря этим принципам организации хозяйства все блага будут производиться во все большем масштабе и средние затраты на производство всех благ будут снижаться.
Более того, с увеличением количества членов хозяйства эта выгода возрастает = средние затраты снижаются еще больше, а также появляются новые профессии и новые продукты. Но этому процессу увеличения производительности и уровня потребления общества может помешать одно немаловажное обстоятельство.

Бартер
Если на рынке блага обмениваются непосредственно одно на другое, существует натуральный обмен или бартер. В этом случае развитие обмена может быть сильно затруднено.
Слово бартер происходит от итальянского barattere, то есть "натуральный обмен".
Предположим, что гончар произвел два горшка и решил их обменять на сапоги. Но ни одному из сапожников, пришедших на рынок, в данный момент горшки не нужны. Известно, что одному из них нужно новое ружье. Гончар может обратиться к==оружейнику с целью обменять горшки на ружье, а потом последнее у сапожника на сапоги. Но оказывается, что оружейнику тоже не нужны горшки (он не далее как позавчера уже выменял у другого гончара пару), а нужна новая рубашка. Гончар отправляется к портному, но оказывается, что и тому не нужны горшки, а нужен новый стул. Гончар отправляется к столяру и узнает, что столяру тоже горшки не нужны, а нужна рыба. И только найдя рыбака, гончар узнает, что тому (о чудо!) нужны горшки, так как у него разбились вчера его собственные. Но тут оказывается, что для обмена на десять рыб нужно 2 горшка, стул можно выменять за одиннадцать рыб, рубашку за полстула, а ружье за полторы рубашки. Кроме того, одному ружью соответствуют... две с половиной пары сапог. Вот и попробуйте определить, каким образом гончар должен ухитриться осуществить этот обмен, чтобы не остаться с лишними сапогами или вообще без сапог.
При натуральном обмене любой производитель, решивший обменять свое благо на другое, сталкивается с трудностями, которые обуславливаются двумя причинами.
Во-первых, трудно найти владельца нужного производителю блага, который в свою очередь нуждается в благе этого производителя. При небольшой численности членов хозяйства такого человека вообще может не быть определенное время (например, никому в данный момент горшки не нужны вообще). Чем больше количество людей в хозяйстве, тем выше вероятность того, что существует производитель, который заинтересован в такой сделке. Но ведь чем больше людей в обществе, тем труднее его разыскать...
Во-вторых, если производитель горшков и найдет сапожника, которому нужны горшки, то где гарантии того, что последнему нужно столько горшков, сколько стоит пара сапог? Установившиеся в хозяйстве пропорции обмена горшков на сапоги могут вовсе не совпадать с количеством блага, которое хочет потребить любая из сторон.
Таким образом, при существовании натурального обмена каждый производитель сталкивается с дополнительными затратами своего труда на осуществление обмена = затратами на поиск партнера и заключение сделки, которые называются трансакционными затратами.
Слово трансакционные происходит от латинского слова transactio, то есть "сделка".
Обратите внимание на то, что это именно затраты на поиск партнера и достижение соглашения, а не затраты по доставке своего блага на рынок или полученного = домой (транспортные затраты). Затраты последнего рода будут существовать в любом случае. А вот трансакционные затраты зависят от легкости поиска того или иного партнера. Чем более развито разделение труда, тем труднее найти партнера для каждой сделки = тем больше трансакционные затраты, которые могут остановить дальнейшее развитие разделения труда и уровня потребления в хозяйстве. Поскольку найти желающего удается далеко не всегда, любой производитель вынужден придумывать головокружительные цепочки обмена, которые могут поглотить все выгоды разделения труда и вообще отбить охоту к участию в подобной организации хозяйства. Бартер способен убить разделение труда или, по крайней мере, держать его в "черном теле".

Как достать лодку

Для иллюстрации действительной сложности натурального обмена можно привести рассказ одного путешественника по фамилии Камерон: "Забавно было видеть, как мне пришлось платить наемную плату за лодку = на рынке в Кавеле, на берегу Танганайки. Агент Саида [хозяина лодки] требовал уплаты слоновой костью, которой, однако, у меня не было; тогда я узнал, что Магомет Ибн-Салиб располагал слоновой костью и желал иметь сукно; однако это известие принесло мне еще не много пользы, пока наконец я не услышал, что Магомет Ибн-Гариб имел сукно и желал иметь проволоку. Эта последняя у меня, по счастью, была, и, таким образом, я дал Магомеду Ибн-Гарибу требуемое количество медной проволоки, он передал Магомеду Ибн-Салибу сукно, а этот последний дал агентам Саида требуемую слоновую кость; только тогда я получил от последнего право пользоваться лодкою..."
Из книги Н. Зибера "Очерки первобытной экономической культуры" (М., 1937).


Что могут в этом случае предпринять люди? Какой механизм или средство могут быть использованы, чтобы облегчить процесс наделения друг друга произведенными благами? Может быть, нужно каждый день составлять и оглашать списки желающих обменять свое благо и их условия обмена? Или установить определенные места, в каждом из которых будет обмениваться определенное благо на определенное благо? А может быть, закрепить раз и навсегда пары производителей, которые будут меняться с друг другом?
Вероятно, такие варианты организации обмена могут существовать. Но есть более простой механизм обеспечения обмена благами, который может сгладить большинство острых углов этого сложного процесса и сделать его более гибким, быстрым, простым и удобным.

Появление денег
Можно ввести в использование некоторые предметы, которые будут служить "посредником" в обмене. Любой производитель будет обменивать свой продукт на эти предметы, а потом обменивать их сразу на то, что ему нужно.
Такие предметы, которые выполняют роль "посредника" в==обмене, называются деньгами.
Использование универсального посредника может значительно облегчить процедуру обмена своего блага на чужое. Упомянутому выше гончару уже не нужно придумывать головоломные цепочки передачи благ из одних рук в другие, а достаточно всего-навсего обменять у первого желающего свои горшки на некоторое количество денег, а затем отправиться к сапожнику и обменять у него деньги на сапоги.
Но для существования этого механизма необходимо как минимум одно условие. Этот предмет все без исключения должны признавать средством обмена, то есть деньгами, и каждый производитель должен быть уверен, что никто не откажется принять эти деньги в обмен на свои товары.
Если люди доверяют друг другу и знают о возможности использования денег в качестве "посредника", они могут сознательно ввести такое средство в использование и трансакционные затраты заметно снизятся. При увеличении численности населения в хозяйстве будет усиливаться разделение труда, производительность будет расти и люди смогут потреблять больше различных благ.
Но если люди не знают о возможности использования денег? Ведь впервые необходимость введения денег возникает тогда, когда денег еще не существует и они в принципе неизвестны!
Но даже если бы люди знали о возможности создания денег, сознательное их введение оказывается невозможным по другой причине = люди могут не доверять друг другу. Ведь нужно найти ответственных за создание и регулирование денежной системы. А где гарантии, что у этих ответственных не появится желание использовать свое положение в личных целях?
В этих условиях (незнания или недоверия) деньги могут возникнуть в хозяйстве стихийно, без сознательных усилий кого-либо. Причем таким образом, что у любого человека будет существовать к ним доверие.
Этот механизм возникновения денег достаточно прост. Роль денег стихийно начинает исполнять определенное благо. Люди случайно в индивидуальном порядке начинают использовать некоторое благо как "посредника" в обмене, и вскоре это благо для всех становится деньгами.
Поскольку это благо является экономическим, оно находится в ограниченном количестве. Его невозможно получить без затрат, и это является гарантией того, что денег не станет вдруг очень много, что люди не займутся непосредственно добычей "бесплатных" денег, а не производством благ.
Какое же благо из множества благ, производимых и потребляемых в хозяйстве, может стать деньгами?
Наибольшие шансы стать "посредником" имеет благо, которое имеет полезность для наибольшего количества людей = это и есть предохранительное средство против недоверия. Любой человек знает, что благо, используемое в качестве денег, имеет полезность для любого другого человека само по себе, так как может быть им потреблено.
Кроме этого, такое благо должно обладать в максимальной степени следующими характеристиками, которые как облегчают выполнение им своих функций, так и усиливают доверие людей к нему как к деньгам.
Во-первых, такое благо должно обладать хорошей делимостью, то есть физическими свойствами, позволяющими легко и без потери качества разделить его на сколь угодно малые части. Это необходимо для того, чтобы при обмене можно было отдавать и брать ровно столько этого блага, сколько соответствует обмениваемому благу.
Во-вторых, такое благо должно обладать хорошей портативностью. Для этого нужно, чтобы относительно небольшой объем этого блага обладал относительно большой ценностью (то есть мог быть обменен на относительно большое количество другого блага). Это позволит ему быть компактным и легким, чтобы его можно было легко носить с собой и передавать друг другу при обмене.
В-третьих, это благо должно обладать хорошей сохраняемостью. Оно не должно портиться при передаче из рук в руки, то есть должно быть достаточно прочным. И кроме этого, оно не должно терять свои качества при длительном хранении. Если человек решает в каких-то целях сохранить деньги на будущее, он должен быть уверен, что через 1 год, 10 лет или столетие его деньги будет обладать теми же качествами, что и раньше.
Благо, которое обладает в наибольшей степени всеми этими тремя свойствами, скорее всего, и будет стихийно выделено людьми в качестве денег.
Какое благо может претендовать на эту роль? С развитием хозяйства различные блага становились деньгами v в зависимости от того, какое благо из производимых людьми больше всего подходило на эту роль = соль, гвозди, украшения и так далее (см. окно "Предметы, бывшие деньгами").
Но в конце концов наибольшие шансы стать деньгами получили драгоценные металлы = золото или серебро. Они потребляются обществом в виде украшений и обладают значительной ценностью на единицу веса (поэтому их и называют драгоценными). Это значит, что их относительно легко носить с собой. Они могут без потери качества делиться на очень маленькие порции и храниться сколь угодно долгий срок.
Золото и серебро могут обращаться в виде слитков (тогда количество денег будет определяться на вес). Но для удобства они могут переплавляться в некоторые универсальные единицы, из которых удобно составлять разные суммы. Так начинается чеканка из золота и серебра монеты = появляются металлические деньги.
Но на этом эволюция денег не останавливается. Металлические деньги обладают некоторыми недостатками = они все-таки не очень легкие и перевозить значительные суммы на большое расстояние неудобно. Кроме этого, они стираются при переходе из рук в руки, а это тоже невыгодно, так как происходит потеря металла, ценного самого по себе.
Поэтому постепенно люди переходят к использованию бумажных денег, выпуск которых рано или поздно берет под контроль государство. О происхождении бумажных денег и законах денежного обращения мы поговорим более подробно в главе 5 "Деньги и капитал", а сейчас давайте обсудим еще несколько институтов хозяйства, которые появляются вместе с появлением денег.

Рынок и цена
С появлением денег "общий" рынок, на котором обмениваются блага, распадается на множество рынков отдельных благ, где эти блага обмениваются на деньги. Обмен блага на деньги называется продажей, а обмен денег на благо = покупкой.
Например, на рынок горшков теперь приходят все производители этого блага, то есть гончары, которые хотят продать свой продукт. А также все остальные производители = принося с собой деньги и желая купить горшки. То же самое происходит и на всех других рынках.
Сколько всего в хозяйстве будет рынков? Конечно, столько же, сколько продуктов в нем производится. Каждый продукт продается на своем рынке. Если в хозяйстве начинает производиться еще один продукт, это значит, что в нем появляется еще один рынок. Если какой-то продукт перестает производиться, то это означает, что рынок этого продукта исчезает.
На каждом рынке появляется цена = количество денежных единиц, на которое обменивается единица продукта. Например, цена одного горшка может быть равна 2 серебряным монетам, одного стола = 10 монетам, одной пары сапог = 5=монетам и т. д. По сути цена блага является пропорцией обмена этого товара на деньги.
Чтобы понять, как функционирует хозяйство, необходимо представить себе, как действует любой из рынков, на котором продается и покупается некоторое благо. Поэтому мы рассмотрим действие рынка отдельного блага в главе 2 "Равновесие на рынке". Но до того, как мы приступим к ее изучению, нам нужно обсудить еще два важных вопроса, связанных с принципами устройства хозяйства.

Предметы, бывшие деньгами

В разных хозяйствах деньгами становились самые различные блага = в зависимости от складывающихся обстоятельств.
У первобытных народов ими могли становиться украшения: бусы, серьги или кольца. Причем дикари, как правило, признавали в качестве средства обмена только те украшения, которые давно вошли у=них в=обычай, и не придавали никакого значения самым красивым серьгам или кольцам, привозимым европейцами.
Часто деньгами становились просто редкие предметы, которые могли не иметь ценности сами по себе. Например, в Африке это были некоторые виды ракушек. Их невозможно было произвести из чего-либо, а можно было только найти. Поэтому затраты на их приобретение (если таковые существовали) состояли из затрат труда на поиск или на транспортировку с какого-либо отдаленного месторождения.
Самой известной ракушкой, служившей деньгами, была каури. Даже европейцам, приезжавшим для торговли с дикарями, приходилось пользоваться этой "монетой". Еще одна ракушка, использовавшаяся несколько в меньшей степени, называлась зимбо.
Индейцы Северной Америки изготавливали свои деньги из красного камня и твердой породы раковин. Эти небольшие цилиндрики, которые назывались вампум, нанизывались на нитку и носились на поясе, демонстрируя состоятельность владельца. Даже колонистам пришлось долгое время в торговле с индейцами использовать эти "монеты". В Италии XVI в. даже умудрялись изготовлять из коралла специальную монету в виде цилиндра (так называемая olivette), которая вывозилась для торговли с африканцами.
В некоторых случаях роль денег выполнял скот. Обычно это происходило у скотоводов = скот представлял ценность для всех членов хозяйства. Кроме этого, он сам себя "транспортировал" и не только не портился, но еще и размножался. Правда, обладая такими "деньгами", их нужно кормить, но ведь скотоводы именно этим и занимались. Во многих языках слова "скот" и "деньги" даже звучат одинаково, так как в древности эти понятия совпадали = например, в латинском языке слово "pecunia" (деньги) происходит от слова "pecus" (стадо).
В гомеровской Греции скот представлял собой законное платежное средство. Стада составляли богатство людей, уплата штрафов и налогов производилась скотом. На островах Папуа = Новая Гвинея функцию валюты иногда выполняют свиньи, которые являются весьма ценными животными в хозяйстве дикарей.
У охотников роль денег чаще всего выполняли шкуры и меха. Особенно это было распространено в Древней Руси. Название денежной единицы Древней Руси = куна = имеет общий корень со словом "куница" (неизвестно только, деньги получили имя от названия животного или животное было названо в честь денежной единицы за свой дорогой мех). Причем для удобства обмена меха обращались не только в целом виде, но и в резаном. Денежные единицы в виде различных частей шкуры и шкур различных животных могли называться по-разному: мордок (голова), ногата (лапа), резань (просто кусок шкуры), векошь (беличья шкурка). Между ними было установлено следующее соотношение: 1 векошь = 2 ногаты = 4 резани.
У народов, занимающихся рыболовством, роль денег могла выполнять рыба (конечно же, сушеная). В Исландии и на Ньюфаундленде, например, это была сушеная треска.
Деньгами могли становиться и другие блага = например, тюки хлопка, ткань, табак, сахар, соль, какао-бобы, но рано или поздно все они оказываются вытеснены двумя драгоценными металлами: золотом и серебром.


Вопросы для размышления
1. От каких факторов зависит величина трансакционных затрат в хозяйстве?
2. Почему деньги не снижают трансакционные затраты, связанные с покупкой и продажей благ, до нуля?
3. Каким факторами может определяться пропорция обмена денег на другие блага?
4. Предположим, что в современном хозяйстве вдруг исчезают бумажные деньги и все драгоценные металлы, а государство не предпринимает попыток создать другие деньги. Что могло бы стихийно стать деньгами?