Т. Р. Мальтус и его теория народонаселения
Очень немногие экономисты могут похвастаться тем, что их имена известны широкой общественности. К числу этих знаменитостей принадлежит Т. Р. Мальтус. Причем он не просто знаменит = его имя вызывало (и вызывает до сих пор) бурю протеста у одних и восторженное приветствие у других. Чем же прославился этот человек?
Томас Роберт Мальтус (1766=1834) был вторым сыном английского помещика, которому не досталось наследство и который, может быть, поэтому получил хорошее образование = он закончил иезуитский колледж при Кембриджском университете и стал сельским священником. Впоследствии он защитил магистерскую диссертацию, а с 1805 года преподавал историю и политическую экономию в колледже Ост-Индской компании, выполняя одновременно обязанности священника. Еще в 1798=г. в ответ на популярные теории Годвина и Кондорсе о светлом будущем человечества он анонимно опубликовал небольшой трактат под названием "Опыт теории народонаселения", который рисовал достаточно мрачную картину этого будущего и вызвал бурю негодования в обществе главным образом благодаря резким выражениям неизвестного автора:
"Человек, пришедший в занятый уже мир... не имеет ни малейшего права требовать какого-бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. На великом жизненном пиру нет для него места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор".
Но Мальтуса не испугало возмущение общественности, и после сбора обширного статистического материала, ради которого пришлось предпринять путешествие по Европе (с заездом в Россию), в=1803 г. он публикует второе издание своей книги, содержащее статистическое подтверждение его теории.
В чем же состояла суть учения Мальтуса?
Все дело в существовании "постоянного стремления всех живых существ размножаться в большем количестве, чем то, для которого существуют запасы пищи". В то же время возможности Земли в обеспечении людей продуктами питания ограничены и увеличить их нельзя.
Но люди не отдают себе в этом отчет, и, когда "страсти заглушают голос рассудка, а инстинкт делается сильнее предусмотрительности", соответствие между запасами пищи и количеством населения нарушается и человечеству грозит голод.
Причем численность населения увеличивается гораздо быстрее, чем совершенствуется обработка земли. По подсчетам Мальтуса, население удваивается каждые 25 лет, причем "миллиард людей должен удвоиться через 25 лет точно так же, как и тысяча человек...". Но количество продуктов питания, которое можно получить с заданной территории, не может расти в такой же пропорции. Например, в Великобритании при "наилучшем правлении и при наибольшем поощрении земледелия произведения почвы этого острова могут удвоиться в первое двадцатипятилетие", но "в следующее двадцатипятилетие решительно уже нельзя надеяться, чтобы производительность земли возросла в той же степени...".
"Допустим, что современное население земного шара равно 1 миллиарду; человеческий род размножался бы как 1, 2, 4, 16, 32, 64, 128, 256; в то же время средства существования размножались бы как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. По истечении двух столетий количество населения относилось бы к средствам существования, как 256 к 9; по истечении трех столетий = как 4096 и 13; а по прошествии 2000 лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо".
Какой выход может быть из этой ситуации? Есть два возможных вида регуляторов численности населения: разрушительные и предупредительные.
Разрушительные меры начинают действовать после нарушения соответствия между численностью людей и количеством продуктов питания. Это выражается в увеличении смертности в результате плохих условий существования, низкой заработной платы, тяжелого труда, а также эпидемий. Также одни народы могут решить забрать у других необходимые ресурсы (землю, скот и т. д.), сформировать из избытка своего населения армию и направить ее на войну с соседями = а это тоже смерти "лишних" людей...
Но при разумном поведении человечество может не доводить дело до таких ужасных последствий. Еще до наступления кризисной ситуации можно сознательно уменьшить рождаемость и замедлить рост численности людей. Предупредительные меры включают в себя так называемое "нравственное обуздание", которое выражается в=более поздних браках, немногочисленном потомстве или, добровольном отказе от детей. Только такое сознательное поведение и предвидение будущих проблем могут спасти человечество от ужасных бедствий.
Вряд ли какая-либо другая теория вызывала столько споров и эмоций, как учение Мальтуса о народонаселении. Очень многим людям Мальтус оказался не по душе, и кличка "мальтузианец" была оскорбительной вплоть до начала ХХ века. Многим казалось, что он покушается на самое святое = на личную жизнь. Марксисты утверждали, что это мораль высокомерных аристократов, которые "презирают всякое сюсюканье о бедных, несчастных и калеках" и которые считают "гуманность вредной выдумкой".
Тем не менее Томас Роберт Мальтус был чрезвычайно чувствительным и гуманным человеком, нисколько не желавшим зла кому-либо. По его собственным словам, проблема состояла не "в избытке числа людей", которое нужно уменьшить, а "в том, чтобы сделать то количество людей, какое имеется, возможно менее несчастными".
|